История конвента:2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 / 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999 1998 1997 1996 1995 1994 1993 1992 1991 1990

30-летний юбилей!
XXX

Интерпресскон–2019

30 лет позитива!

912 мая, пансионат «Театральный», п. Молодежное Курортного района Санкт-Петербурга

До «Интерпрерсскона–2020» — 8 месяцев

Программа мероприятий конвента.
Тезисы докладов

 

Аркадий РУХ. «Викторина» по фантастике

Виктория ДЬЯКОВА. Творческий отчёт

Антон ПЕРВУШИН. Фантастика в современной мифологии. Презентация книги «Космическая мифология. От марсианских атлантов до лунного заговора»

Василий ВЛАДИМИРСКИЙ. Книжная серия «Лезвие бритвы»

Владимир и Елена СОФИЕНКО. Литературные проекты фестиваля «Петроглиф»

Литературный семинар альманаха «Полдень»

Вячеслав АФОНЧИКОВ. «Как хирурги победили в Великой войне»

«Байки от Балабухи»

«Интерпресскон: завтра, вчера, сегодня». (с участием А. СИДОРОВИЧА, А. БАЛАБУХИ, Е.и Н. ЮТАНОВЫХ, Т. ТИХОНОВОЙ, Н. РОМАНЕЦКОГО, С. ШИЛОВА, А. ОЛЕКСЕНКО, А. ЕРМОЛАЕВА) Ведущий: Василий ВЛАДИМИРСКИЙ

Наталья ЛУКОВНИКОВА. Фантастическая поэзия

Светлана ТУЛИНА, Ольга ДЕНИСОВА. Поэтический преферанс

Юлия АНДРЕЕВА. Прототипы литературных героев

Елена ПЕРВУШИНА. «Штосс» — фантастическая повесть М.Ю.Лермонтова

Екатерина ЮТАНОВА. Историческая кухня в фантастике

Елена ВОРОНЦОВА, Александр РУЛЁВ, Александр РЕВКОВ, Вячеслав МИХЕЕВ. «Фельдфебель и Вольтер или какая фантастика нужна Министерству обороны»

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН отвечает на вопросы участников конвента

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН, Сергей ШИЛОВ. Когнитивные пределы знания

Серегей ШИЛОВ. Предел Ходжсона в экономическом знании

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Предел Ходжсона в историческом знании

Владислав ГОНЧАРОВ. Истоки февральской революции. Скрытые пружины катастрофы

Вячеслав АФОНЧИКОВ. Психотропные средства: будем ли мы людьми в XXII веке?

Наталия ЛАЗАРЕВА. Пальцем в небо. О неосуществленных научно-технических проектах прошлого

Кирилл ЕСЬКОВ. Альтернативная альтернативная история

«Каких идей не хватает нашей фантастике или почему наши безумные идеи недостаточно безумны» (с участием А. БАЛАБУХИ, К. ЕСЬКОВА, Св. ЛОГИНОВА, Е. ЛУКИНА, Н. ЮТАНОВА, Н. РОМАНЕЦКОГО, С. ПЕРЕСЛЕГИНА, В. ВЛАДИМИРСКОГО, А. РЕВКОВА). Ведущий: Сергей ШИЛОВ

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Стратегия блокады и контрблокады на примере подводной войны в Первую мировую войну

Владислав ГОНЧАРОВ. Советский военный флот 1930-х гг.: успех или провал?

Дмитрий СВЕТЛОВ. Морские сражения в фантастике

КОШКА и ЭРАЗМУС. Современная философия в сериалах и компьютерных играх

Аркадий РУХ. Эволюция представлений британского общества о женщинах на примере смены образа спутницы Доктора Кто в 1963-2018 годах

Генрих ЛИГОВСКИЙ. История спецэффектов в н/ф фильмах

Леонид КАГАНОВ. Биохакинг сегодня и завтра. Чипизация в прямом эфире

Развлекательные и традиционные мероприятия

Аркадий РУХ. «Викторина» по фантастике

9 мая, 15:30–17:00, Зал 2

Дорогие друзья, предлагаем вам ощутить себя участниками телепередачи «Своя Игра» и проверить, насколько хорошо вы помните научную фантастику и фентези! Кто из участников «Интерпресскона» обладает самыми глубокими знаниями и самой быстрой реакцией?

Продолжительность: 1 час 30 минут.

Презентации книг и представления издательств

Виктория ДЬЯКОВА. Творческий отчёт

9 мая, 15:30–16:15, Зал 1

2019 год — своеобразный рубеж для автора. Двадцать лет творческой деятельности позади. Выступление — отчёт о прошедшем опыте и рассказ о планах на будущее.

Краткий обзор проектов, в которых участвовала Дьякова В. Б: сериалы исторической фэнтези «Боярская сотня», «Командор ангелов», «Менты Ивана Грозного». Исторический сериал «Кавалергард», романы серий «Русский шарм» и «Женский исторический роман». Отдельно — эпопея о первой и второй мировых войнах в семнадцати книгах, опубликованных издательством «Вече» в рамках проектов «Совершенно секретно» и «В сводках не сообщалось» под псевдонимом Михель Гавен.

Автор расскажет о сотрудничестве с журналами «Тёмные аллеи» и «Тайны. Истории и преступления», где опубликовано около сорока статей по истории русской литературы, в том числе юбилейные к годовщинам поэтов Серебряного века В. Брюсова, В. Набокова, А. Ахматовой, Н. Гумилева.

О видении развития исторических жанров в непростых условиях пропагандистского давления и возрождения изжитых мифов, когда история становится частью политики и манипуляции общественным мнением. О вторжении религиозной тематики в пространство светской литературы и появлении «новых исторических версий» с отражением «особой роли церкви» в историческом процессе после 2014 г. О позиции писателя, его ответственной и важной роли в условиях раскола в обществе, дегуманизации информационного пространства и явных проявлений мракобесных, средневековых тенденций. О будущих проектах и о творческих планах — обо всем этом пойдёт речь в докладе.

Продолжительность: 45 минут.

Антон ПЕРВУШИН. Фантастика в современной мифологии. Презентация книги «Космическая мифология. От марсианских атлантов до лунного заговора»

9 мая, 16:15–17:00, Зал 1

«Древние люди летали в космос!», «Гагарин не был первым космонавтом!», «Американцы сфальсифицировали высадку на Луну!», «Космонавты встречали инопланетян и ангелов!». Подобные заголовки часто встречаются в прессе. В них не было бы большой беды, если бы из-за порождаемых журналистами мифов не формировалось конспирологическое мировоззрение, отрицающее не только известную историю космонавтики, но и достижения современной науки. Космическая мифология легко опровергается фактами, но, чтобы добраться до них, требуются знания и опыт. Верить или не верить мифам, каждый решает сам, но куда интереснее докопаться до истины.

Продолжительность: 45 минут.

Василий ВЛАДИМИРСКИЙ. Книжная серия «Лезвие бритвы»

10 мая, 16:30–17:30, Зал 1

Петербургская группа компаний «Аураинфо & Группа МИД» открывает новую серию нонфикшн «Лезвие бритвы», в которую войдут авторские книги ведущих русскоязычных критиков, пишущих о фантастике в самом широком понимании этого слова. Составитель серии — литературный критик, журналист и редактор Василий Владимирский.

• Зачем и для чего эта серия? В последние годы интерес к «разговорам о книгах» медленно, но стабильно растёт. Нам уже мало читать романы, повести и рассказы — мы хотим знать, как они устроены, в какой исторический и культурный контекст вписаны. С классикой, «премиальной» и околопремиальной литературой ещё куда ни шло: о ней пишут «толстые» литературные журналы, спорят обозреватели новостных лент и авторы книжных сайтов. С литературой жанровой, прежде всего фантастикой (в широком понимании), ситуация гораздо печальнее — складывается впечатление, что о ней почти не говорят. Однако на самом деле это иллюзия. У нас хватает талантливых и остроумных литературных критиков, нестандартно мыслящих публицистов, отлично ориентирующихся в сложном и специфическом материале. Беда в том, что их статьи и рецензии равномерно размазаны тонким слоем по страницам очень разных по статусу и целевой аудитории изданий, от «Нового мира» до «Мира фантастики», от «Невы» до «Полудня», от «Горького» до «Континуума». Наша главная цель — развеять эту пагубную иллюзию. «Лезвие бритвы» — серия авторских книг лучших критиков и эссеистов, пишущих сегодня о жанровой литературе. Мы видим свою миссию в том, чтобы собрать разрозненное, систематизировать то, что нуждается в систематизации, протянуть мостик между читателями и экспертами, расширить горизонты и наполнить разговор о фантастике новыми смыслами.

• Почему «Лезвие бритвы»? Серия названа в честь одноимённого романа Ивана Ефремова, по-своему революционного для своего времени и посвящённого не столько «приключениям тела», сколько «приключениям мысли». Такие же «приключения мысли» ждут и читателей наших книг. Ну и, конечно, не обошлось без намека на остроту критического анализа и глубину проникновения в тему — обратите внимание на наш логотип, специально разработанный художником и писателем К. А. Териной.

• Кто участвует в проекте? В серии «Лезвие бритвы» вас ждут посвящённые фантастике авторские книги критики и публицистики Марии Галиной, Сергея Шикарева, Константина Фрумкина, Антона Первушина, Владимира Пузия, Николая Караева и других авторов, по большей части не нуждающихся в представлении — если вы следите за «текущим литературным процессом». Всех их объединяет умение говорить о фантастике всерьёз, по-взрослому, без скидок на жанр — но в то же время человеческим языком, без академического занудства, дидактики и сюсюканья с читателем. Нас ждёт разговор об истории жанра и мифах, которые его окружают, о фантастике как феномене поп-культуры XX века и о радикальных жанровых экспериментах, о классиках, без которых сложно представить литературный пейзаж, и о полузабытых именах, о самых громких романах последних лет — и о книгах, незаслуженно обойдённых вниманием публики. Иными словами, тот самый разговор, которого фантастика давно заслуживает.

• Какие книги выйдут в серии? Первыми в серии «Лезвие бритвы» выходят книги Марии Галиной «Hiperfiction», составленная из эссе, публиковавшихся на страницах журнала «Новый мир», и сборник «Координаты фантастики» Сергея Шикарева. К печати готовится книга Константина Фрумкина «Святой Грааль для инженеров».

• Какова периодичность издания? Первые два тома увидят свет в начале 2019 года, далее планируется выпускать по книге раз в два месяца.

• Как будут выглядеть книги? Формат 84×108/32, цветной твердый переплет, шитый блок, около 320 полос, тираж до 1000 экз. (1-й завод 200 экз.). Дизайн и оформление обложки — К. А. Терина.

Продолжительность: 1 час.

Владимир и Елена СОФИЕНКО. Литературные проекты фестиваля «Петроглиф»

11 мая, 10:00–11:30, Кинозал

Премьера фильма о литературном фестивале «Петроглиф» и презентация сборника «Поцелуй Карьялы», составленного из рассказов и очерков участников шести минувших «Петроглифов». В мероприятии примут участие организаторы фестиваля Елена и Владимир Софиенко (Петрозаводск) и авторы сборника, живущие в Петербурге (Светлана Васильева, Ирина Денисова, Владимир Ларионов, Николай Романецкий.

Продолжительность: 1 час 30 минут.

Литучеба

Литературный семинар альманаха «Полдень»

10 мая, 11:00–16:30, Зал 2

Дорогие друзья! Как и в предыдущие годы, для пишущих фантастику и желающих опубликовать свои произведения в альманахе «Полдень» Оргкомитет «Интерпресскона» и редакция альманаха организуют «Полдневский семинар фантастических повестей и рассказов».

Семинар проводится в рамках юбилейного, XXX «Интерпресскона» — 10 мая 2019 года с 11:00 до 16:30 с перерывом на обед (13:00–14:30).

Произведения, отобранные по результатам работы семинара, будут опубликованы в альманахе вне общей очереди, существующей в редакционном портфеле.

Продолжительность: 5 часов 30 минут.

Доклады, семинары, игры, круглые столы

Вячеслав АФОНЧИКОВ. «Как хирурги победили в Великой войне»

9 мая, 17:00–18:00, Зал 1

В период Великой отечественной войны медицинская служба (правильнее говорить — санитарное управление РККА) вернули в строй более 6 млн. раненых. Если учесть, что к концу войны численность РККА составляла 11 365 000 человек, то можно сказать, что каждый второй боец армии-победителя был возвращен в строй, благодаря работе военных медиков, и это не будет преувеличением. Успех медицинской службы был обеспечен прекрасной организацией этой службы, отработанным в предвоенное время методикам лечения раненых и больных, налаженной работой службы крови, нестандартным подходам и умением работать в условиях острого дефицита времени, сил и ресурсов. Несмотря на высокий научно-технический потенциал, Германия не смогла достигнуть сопоставимых с нами результатов. В докладе представлен краткий обзор организации медицинской службы Красной Армии, основных (для своего времени — инновационных) методик лечения раненых, интересным, оригинальным и нестандартным подходам к лечению. Доклад может быть интересен коллегам, творящим в жанре альтернативной истории.

Продолжительность: 1 час.

«Байки от Балабухи»

10 мая, 11:00–12:30, Зал 1

Легендарный питерский автор и прекрасный рассказчик Андрей Дмитриевич Балабуха поделится историями из своей собственной жизни и из истории петербургской писательской организации

Продолжительность: 1 час 30 минут.

«Интерпресскон: завтра, вчера, сегодня». (с участием А. СИДОРОВИЧА, А. БАЛАБУХИ, Е.и Н. ЮТАНОВЫХ, Т. ТИХОНОВОЙ, Н. РОМАНЕЦКОГО, С. ШИЛОВА, А. ОЛЕКСЕНКО, А. ЕРМОЛАЕВА) Ведущий: Василий ВЛАДИМИРСКИЙ

10 мая, 17:30–19:30, Кинозал

Организаторы, участники и почётные гости фестиваля «Интерпресскон» поделятся своими впечатлениями от конвента, расскажут, как всё начиналось, представят свое видение будущего фестиваля.

Продолжительность: 2 часа.

Наталья ЛУКОВНИКОВА. Фантастическая поэзия

10 мая, 16:30–18:00, Зал 2

Жанры и страны фантастической поэзии.

Истоки русской фантастической поэзии и Серебряный век.

Фантастика в стихах и стихи в фантастике.

Что из лингвистической фантастики интересно поэтам?

Продолжительность: 1 час 30 минут.

Светлана ТУЛИНА, Ольга ДЕНИСОВА. Поэтический преферанс

11 мая, 10:00–12:00, Зал 2

Поэтический преферанс — увлекательная литературная игра, стимулирующая творческую фантазию и интуицию. Для участия в ней не обязательно быть поэтом — достаточно знать, что розу можно срифмовать с мимозой, а палку — с селедкой. А можно и не рифмовать вовсе, ибо разнообразные хокку, танку, порошки и прочие многочисленные верлибры рифмы не требуют, а есть еще и белые стихи. Правила несложные: каждый участник вытягивает из общей лотерейной кучки одно слово, которое не знают остальные участники, и которое ему теперь надо замаскировать в нескольких условно стихотворных строчках так, чтобы остальные участники не сумели догадаться — какое же слово тут было то самое, ради прикрытия и маскировки которого все остальные и написаны. Лучшие из получившихся результатов (и подходящие по тематике) будут опубликованы в следующем номере «Астра-новы». А пока можно потренироваться — попытаться угадать, ради каких слов были написаны авторами следующие тексты:

***

Архаичная штучка
Целовать даме ручку
Быть прилично одетым
О, свобода, ну где ты?

***

Роковая опрометчивость
Положение без выхода
Птеродактиль безутешен был —
В телепорт птенцов он выронил.

***

Сколько ж мук и боли разом —
Стих придумать на заказ.
Мозг пошёл на отдых сразу,
Вякнул — баста! — и в отказ.

***

На дереве с цветущей пышной кроной
Как будто бы с сияющей короной
Растёт чудесный ярко-красный плод.
Раскинулся над ним небесный свод.

***

Ночь улица фонарь аптека
Очки одежда каска дождь
Усталый сторож дядя Вася
Со стройки медленно бредёт

***

В лесу живут птицы и звери
В реке живут жабы и рыбы
А я как дурак живу в чреве
Огромной и каменной глыбы

***

Когда Парамонов надумал жениться,
Сложил в чемодан он корицу, лакрицу,
Четыре омара, зажаренных в тесте,
И вместо кольца подарил все невесте

***

Вела как-то Сара из Питера
Свою саламандру без свитера
И без поводка.
К эйфории близка
Была эта Сандра из Питера

Продолжительность: 2 часа.

Юлия АНДРЕЕВА. Прототипы литературных героев

9 мая, 16:15–17:45, Кинозал

А вы когда-нибудь задумывались над тем, где родилась Золушка? Знаете ли вы, что Белоснежка пала жертвой придворных интриг? Что были времена, когда реальный Бэтмен патрулировал улицы Нью-Йорка, настоящий Робинзон Крузо дни напролёт ждал корабля на необитаемом острове, который, кстати, впоследствии назвали его именем, а прототип Алеши из «Чёрной курицы» Погорельского вырос и послужил прототипом Алексея Вронского в «Анне Карениной»? Согласитесь, интересно изучать произведения известных авторов под столь непривычным углом. Из этой книги вы узнаете, что печальная история Муму писана с натуры, что Туве Янссон чуть было не вышла замуж за прототипа своего Снусмумрика, а Джоан Роулинг развелась с прототипом Златопуста Локонса. Многие литературные герои — отражение настоящих людей. Читайте, и вы узнаете, что жил некогда реальный злодей Синяя Борода, что Штирлиц не плод фантазии Юлиана Семенова, а маленькая Алиса родилась вовсе не в Стране чудес...

Продолжительность: 1 час 30 минут.

Елена ПЕРВУШИНА. «Штосс» — фантастическая повесть М.Ю.Лермонтова

10 мая, 17:30–18:15, Зал 1

Продолжительность: 45 минут.

Екатерина ЮТАНОВА. Историческая кухня в фантастике

11 мая, 13:00–14:00, Кинозал

Если рассматривать описание еды в фантастической литературе, то все писатели строго придерживались принципов Стругацких — писать о том что знаешь либо писать о том что не знает никто. Хочется немножко поговорить о роли еды в фантастике. А самое главное, зацепить и обсудить как фантастическая кухня перекликается с исторической. И конечно кулинарные байки.

Продолжительность: 1 час.

Елена ВОРОНЦОВА, Александр РУЛЁВ, Александр РЕВКОВ, Вячеслав МИХЕЕВ. «Фельдфебель и Вольтер или какая фантастика нужна Министерству обороны»

9 мая, 17:00–19:00, Зал 2

Какой будет фантастика в будущем? Что придёт на смену «попаданцам»? Сумеет ли фантастика снова стать, как в свою золотую эпоху, общезначимой литературой фронтира, или скатится в жанровую нишу субкультуры?

Задача нашего мероприятия в игровой форме создать модель нашей фантастики и разработать сценарии ее прорыва.

Мы будем работать в рамках технологии быстрого сценирования (форсайта) и, возможно, сумеем придумать свой «ядерный» проект развития иной русской фантастики.

Мероприятие будет состоять из быстрой вводной, которая поясняет технологию быстрого сценирования, игры и, впервые в нашей практике, групповой дополненной сборки.

Приложение — Краткий курс истории «Геостратегов» и отчёт о реализации наших прогнозов:

Ролевые исследовательско-прогностические игры «Геостратег» начались в начале 2012 года.

Метод позволяет сделать хороший качественный прогноз развития событий по выбранной теме. В частности, в политике были спрогнозированы:

2012 — 2015г. г — победа «неформатного» кандидата на президентских выборах в США
05.10.2014г. — ввод войск в Сирию,
01.11.2015г. — очень серьезные проблемы с удержанием власти Эрдоганом в Турции, что в реальности вылилось в попытку военного переворота в 2016г., появление регионального блока в составе Ирана, Турции, Ирака, Сирии, Ливана с участием России, что на данный момент выразилось в «сирийской» тройке Россия, Иран, Турция,
08.07.2016 — выделение ядра Евросоюза, названное на игре Ахенским договором, что и произошло 22.01.2019г.,
29.01.2017г. — появление новой большой тройки: США, Китай, Россия, что сейчас фактически постепенно и происходит.
20.07.2017г. — очень серьёзные проблемы с сохранением власти у Саудовской королевской семьи, что пока на данном этапе отразилось в деле об убийстве Хашогги и этот сюжет до конца пока не отыгран.
30.08.2018г. — поражение «Единой России» на муниципальных выборах 2018г. и далее из-за пенсионной реформы
24.10.2018 — существенное обострение внутриполитической ситуации в США во время президентских выборов 2020г., но не сразу после промежуточных выборов в Конгресс 2018г.

Продолжительность: 2 часа.

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН отвечает на вопросы участников конвента

9 мая, 19:00–20:00, Зал 2

Всё, что вы хотели знать о будущем, но боялись спросить. Поверьте, будет ещё страшнее.

Продолжительность: 1 час.

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН, Сергей ШИЛОВ. Когнитивные пределы знания

10 мая, 10:00–11:00, Кинозал

В этом году три больших доклада на Интерпрессконе будут посвящены одной теме: когнитивным пределам.

В процессе развития научная (натурфилософская, бэконовская) парадигма познания сталкивается по крайней мере с двумя когнитивными пределами, первый из которых обусловлен недостаточной размерностью человеческого мышления, его неспособностью вместить в себя все научное знание (предел Лейбница), а второй связан с внутренней парадоксальностью и скрытой безосновательностью самой парадигмы.

Эти доклады про то, что мы — учёные, исследователи, обыватели — не можем, не хотим, не умеем познавать, то есть нам не удаётся присоединить к своему опыту что-то новое или иное... Мы натыкаемся на стену, и нам не пройти. И это не окрик Гэндальфа, останавливающий нас в подземельях Мории. Это смутный и искажённый образ, который не пропускает нас в предел Африки.

Также вы узнаете о том как развивались экономическое и историческое знания, кто такие сборщики и плетельщики, а также на какие вопросы должна ответить экономическая теория XXI века.

Продолжительность: 1 час.

Серегей ШИЛОВ. Предел Ходжсона в экономическом знании

10 мая, 11:00–12:30, Кинозал

См. выше

Продолжительность: 1 час 30 минут.

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Предел Ходжсона в историческом знании

10 мая, 12:30–14:00, Кинозал

См. выше

Продолжительность: 1 час 30 минут.

Владислав ГОНЧАРОВ. Истоки февральской революции. Скрытые пружины катастрофы

10 мая, 15:00–16:30, Кинозал

Обсуждение причин революции 1917 года — одна из самых популярных тем в истории, в том числе альтернативной. Доклад предлагает неожиданный взгляд на механизмы кризиса империи: он был вызван особенностями развития российского «третьего сословия». Получив в пореформенной России близкие к дворянским права и привилегии, городской «образованный класс» начал прилагать все усилия, чтобы сохранить свой статус элиты, «альтернативного дворянства» — в том числе целенаправленно перекрывая доступ к образованию для низших слоёв населения. В результате к началу ХХ века в империи возник дополнительный пласт социальной напряженности: ненависть низов оказалась обращена не только на помещиков и «буржуев», но и на просто «образованных», которые многими воспринимались как главные кровопийцы.

Продолжительность: 1 час 30 минут.

Вячеслав АФОНЧИКОВ. Психотропные средства: будем ли мы людьми в XXII веке?

10 мая, 16:30–17:30, Кинозал

Появление в начале 50-ых годов прошлого века новых групп лекарственных препаратов, объединенных общим названием «психотропные средства» не только открыло новые возможности в лечении психических болезней, но и приоткрыло «ящик Пандоры», который способен изменить саму природу человеческой личности. Соблазн использования данных лекарств для влияния на эмоции и поведение человека был слишком велик, и это породило широчайшее использование данных средств за рамками так называемой «большой психиатрии». Чудовищный рост количества используемых лекарств данного класса, отмечаемый в мире за последние пол-столетия заставляет нас задуматься над глубиной той бездны, в которую мы заглянули. Возможность изменять эмоции за счет химического воздействия неизбежно ставит перед нами нравственный вопрос: а для чего вообще нужны эмоции человеку и как будет называться существо, эмоциональный фон и поведение которого контролируется извне? Антиутопия Джорджа Оруэлла была для нас грозным предупреждением, но сам автор, изобразивший идеальную модель тоталитарного общества, не имел представления о том, насколько элегантно и незаметно такое общество может быть сформировано. Доклад адресован коллегам, творящим в жанрах антиутопий и фэнтази, не испытывающим большого оптимизма относительно будущего человечества.

Продолжительность: 1 час.

Наталия ЛАЗАРЕВА. Пальцем в небо. О неосуществленных научно-технических проектах прошлого

11 мая, 10:00–10:45, Зал 1

Людям свойственно придумывать, ошибаться, тратить деньги... И бесконечно любопытно, что и как изобретали хитроумные смельчаки. Hо, в данном случае, хотелось бы рассмотреть так называемые проекты. Учтём, проект, это — «целенаправленная деятельность временного характера, направленная на создание уникального продукта или услуги». А что, если эта целенаправленная деятельность не увенчалась успехом? А что было бы, если бы увенчалась? Подобные неосуществленные, или, скажем так, неодушевлённые проекты — по-прежнему поражают воображение. Ведь они, неожиданны, провокационны, вызывают бурю эмоций и активную деятельность сотен, а то и тысяч людей. И чаще всего это активная мыслительная деятельность, или просто " большое думание«.

• Дворец Советов — стоэтажный, 420-метровый, объединивший модернистское ар-деко и советский неоклассицизм;

• летающая лаборатория Ту-155, совершившая 5 полётов на жидком водороде, и ее родной брат — Подземный город, все системы которого используют то же топливо;

• искусственный ледяной остров для добычи на шельфе нефти и газа;

• отечественный адронный коллайдер — Ускорительно-накопительный комплекс (УНК) в Протвино;

• проект переброски части стока северных и сибирских рек в южные районы страны; подземоход или субтеррина — проект инженера Требелева, в дальнейшем перевоплотившийся в атомную подземную лодку «Боевой Крот».

Да мало ли, что ещё. И лазерный комплекс «Терра-3», и операционная система «Демос», и космическая программа «Энергия-Буран», и....

Их так и хочется одушевить. Придумать почву, траву и деревья, нетривиальных персонажей. Да и все прочее: жизненные обстоятельства, звуки, запахи, даже покрой одежды. И совершить Погружение.

Продолжительность: 45 минут.

Кирилл ЕСЬКОВ. Альтернативная альтернативная история

11 мая, 15:00–15:45, Кинозал

Почему получается, что мир одних альт-исторических сочинений увлекателен, а других — скучен? Ответ на этот вопрос от известного учёного, писателя и нашего почётного гостя — Кирилла Еськова.

Продолжительность: 45 минут.

«Каких идей не хватает нашей фантастике или почему наши безумные идеи недостаточно безумны» (с участием А. БАЛАБУХИ, К. ЕСЬКОВА, Св. ЛОГИНОВА, Е. ЛУКИНА, Н. ЮТАНОВА, Н. РОМАНЕЦКОГО, С. ПЕРЕСЛЕГИНА, В. ВЛАДИМИРСКОГО, А. РЕВКОВА). Ведущий: Сергей ШИЛОВ

11 мая, 16:30–18:00, Кинозал

На состоявшемся недавно в КНР всекитайском слёте авторов и любителей научной фантастики было зачитано обращение Генерального секретаря КПК и Председателя КНР Си Цзиньпина, в котором ставился вопрос о том, почему ставшая мастерской мира КНР способна скопировать и поставить на поток производство любого «западного» оборудования от смартфонов и компьютеров до авиационных двигателей, атомных реакторов и космических скафандров. Китайские инженеры могут улучшить и модифицировать проекты готового оборудования, но вопрос создания собственных технологических инноваций обстоит гораздо хуже.

Высказывается гипотеза о том, что одной из причин такого положения дел служит неразвитость собственной научной фантастики в КНР. Всемирно признанная трилогия «Память о прошлом Земли» («Задача трёх тел», «Тёмный лес», «Вечная жизнь смерти»), несколько повестей и рассказов, пара провалившихся в прокате фильмов... и всё.

В заключение Председатель Си призвал развивать научную фантастику в КНР ударными темпами...

Мы не будем говорить о значении НФ для Китая и, даже не станем обсуждать гипотезу Си Цзиньпина. Участники круглого стола Интерпресскона постараются ответить на следующие вопросы:

• Есть ли кризис в российской фантастике?

• Закончилась ли «Четвёртая волна», и если да, то какая на очереди?

• Какие инновационные идеи появились за 30 лет существования российской фантастики? А русскоязычной?

• Чего не хватает отечественной фантастике для развития?

И, конечно же, заслушаем отчёт о проведённой игре «Фельдфебель и Вольтер или какая фантастика нужна Министерству обороны»?

Ведущий — Сергей Шилов

Продолжительность: 1 час 30 минут.

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Стратегия блокады и контрблокады на примере подводной войны в Первую мировую войну

11 мая, 10:45–11:45, Зал 1

Где-то между началом 2017 года и серединой 2018 года евроамериканские санкции против РФ ненавязчиво перешли в режим блокады, а наши неуклюжие контрсанкции стали контрблокадой. В этой ситуации мне кажется важным проанализировать, во-первых, как блокадные и конрблокадные стратегии взаимодействуют в теории и во-вторых, как всё это выглядело в конкретных условиях Первой мировой войны, забытой и всплывающей в бекграунде цивилизационных новостей с любой стороны, кроме полного подобия текущей геополитической ситуации, где мы оказались в позиции немцев, врагов, агрессоров.

Продолжительность: 1 час.

Владислав ГОНЧАРОВ. Советский военный флот 1930-х гг.: успех или провал?

11 мая, 11:45–12:45, Зал 1

Каков был технологический уровень советского флота к концу 1930-х годов? Отставал ли РККФ от флотов других стран мира, и если да, то в чём; что было причиной отставания и какую роль в этом сыграла революция?

Продолжительность: 1 час.

Дмитрий СВЕТЛОВ. Морские сражения в фантастике

11 мая, 12:45–14:00, Зал 1

Романтика моря украсит любой роман не зависимо от жанра, а перчинка морских боёв, с абордажем и призом в виде золота, изумрудов или освобождения любимой повысит читательский интерес. Как не запутаться в шпигатах и топриках с прочими бом-брам-кливерами, и нужны ли они читателю? И главное, вы узнаете о боевом маневрировании кораблей. О развитии военного искусства на море. О том, как сражались галеры и парусники. Как изменилась тактика с появлением паровых двигателей, брони и тяжёлых орудий. Что такое современный флот с противостоянием гигантских авианосцев, подводных крейсеров и фрегатов с супер-пупер неуловимыми ракетами.

Первая часть. Финикия, Греция, Карфаген и Рим.

• Дротики, пращи, тараны и греческий огонь. Морские сражения египтян с финикийцами.
• Появление сигнальных флагов для управления флотом во время боя.
• Государственные флаги как средство различия своих и вражеских галер. Морские сражения персов с греками.
• Древний Новгород, витязи и варяги.

Вторая часть. Парусный флот в Азии, Европе и Америке.

• Акроболисты и арбалеты, пушки, картечницы и мушкетоны. Первые морские сражения в Европе. Венеция против Византии, Османская империя против Священной Римской империи. Пираты Индийского океана и Карибского моря.
• Как разговаривали корабли, зарождение международного свода сигналов и ходовых огней.
• Боевое маневрирование парусников и основные тактические приёмы ведения боя.
• Почему количество пушек не является показателем его боевой мощи.
• Зарождение российского флота и неожиданные тактические изюминки петровских адмиралов.
• Почему сражение русского и шведского флотов у входа в порт Карлскруна названо Эзельским.

Третья часть. Броненосцы и линкоры.

• Короткий век тяжело бронированных кораблей. Кто выиграл противостояние орудий и броневых листов полуметровой толщины.
• Сражение в Цусимском проливе, сражение в Гельголандской бухте, бой крейсерских эскадр у островов Пасхи.
• Зарождение морской авиации.

Четвёртая часть. Авианосцы и подводные лодки.

• Краткое описание возможностей современного корабля.
• Противостояние у Фолклендских островов. Бомбы, ракеты и атомные подводные лодки.
• Что послужило причиной разделения кораблей на «обычные» и ударные.
• Современное оружие поражения и оружие сдерживания.

Продолжительность: 1 час 15 минут.

КОШКА и ЭРАЗМУС. Современная философия в сериалах и компьютерных играх

10 мая, 15:00–16:30, Зал 1

Я предлагаю рассмотреть современные фантастические сериалы, как массовый тренинг по инсталляции философской картины мира и предлагаю описать группу объектов, которые помогут нам в этой задаче. Моя сборка авторская, то есть я буду рассказывать о тех фильмах, которые я видела и люблю и считаю, что они помогут нам продвинутся в получении этой картины мира, но с радостью отвечу на вопросы из серии «Что не так с Игрой Престолов», к примеру.

О чем я буду говорить?

• Хорошее место/В лучшем мире — упрощенная философия, применимая к реальности, когда познание философских вопросов нужно для выживания в раю;
• Мужчина ищет женщину — сериал, инсталлирующий понимание абсурда;
• Сообщество — закрытие эпохи постмодерна;
• Звездный Крейсер Галактика — там раньше и более тонко поставлена проблема AI, чем в том же Вестворлде;
• Экспансия — Протомолекула как Ксеноразум;
• Хьюманс — еще один сериал, где четко поставлена проблема AI, и снова лучше и полнее, чем в Вестворлде;
• Флешфорвард — старый сериал, где поставлен вопрос: как изменился мир, когда случилось новое событие перевернувшее картину мира людей. Об этом так же есть сериал Лефтовер, я его упомяну, хотя и не смотрела.

Мультфильмы:

• Аватар, Гравити Фоллс и По ту Сторону Изгороди — как необходимый базис для формирования картины мира и у ребенка и у взрослого;
• Любовь, смерть и роботы — расскажу о лучших сериях и о том, что сериалы будущего, скорее всего, будут такими же концентрированными.

Собственно, базовая мысль о том, что в этих фильмах можно найти концентрат философской мысли, потому что фантастика в этих работах не является костылями или обрамлением, а добавляет когнитивную сложность. А наше стремление как раз и состоит в том, чтобы повысить когнитивную сложность.

В конце мы посмотрим одну серию из «Любовь, смерть и роботы» (они коротенькие и самостоятельные) и обсудим.

Продолжительность: 1 час 30 минут.

Аркадий РУХ. Эволюция представлений британского общества о женщинах на примере смены образа спутницы Доктора Кто в 1963-2018 годах

10 мая, 12:30–14:00, Зал 1

Телесериал «Доктор Кто» давно стал неотъемлемой частью британской культуры. Однако если сам Доктор, загадочный и могущественный инопланетянин из расы Повелителей Времени, является недостижимым идеалом, то сопровождающие его в путешествиях спутницы функционально исполняют роль этакого доктора Ватсона, оттеняющего гений Холмса — и, в то же время, позволяющие либо отождествлять себя с ними (для женской аудитории), либо вызывающие определённый импритинг (для аудитории мужской). Таким образом, спутница Доктора всегда воплощает образ, наиболее соответствующий запросам максимально широкого общественного слоя. Это своего рода ординар британской женщины. Порой шоураннеры сериала ошибаются, и спутница не получает ожидаемой обратной связи — в таком случае, она исчезает уже после первого своего сезона. Иногда попадание бывает крайне удачным, и такая спутница задерживается на несколько лет. Таким образом, рассматривая изменения образа спутницы, можно судить и об определённых социальных сдвигах, которые особенно наглядны в режиме «быстрой перемотки» от чопорной школьной учительницы Барбары Райт до гомосексуальной афробританской, посудомойки Билл Поттс.

Продолжительность: 1 час 30 минут.

Генрих ЛИГОВСКИЙ. История спецэффектов в н/ф фильмах

11 мая, 11:30–13:30, Кинозал

Как изобретались киношные спецэффекты? Что это было на заре кинематографа — праздное любопытство, желание приукрасить действительность или жизненная необходимость? Попытаемся выяснить.

Мы совершим путешествие к истокам, окунемся в суровый мир викторианской эпохи, когда только зарождалась фотография, затем пристально рассмотрим эру становления немого кино, посмотрим самый первый в мире фантастический фильм (не пугайтесь, он короткий), обсудим шедевры мировой кинематографии тех лет, а затем плавно перенесемся в настоящее время.

На этом пути я объясню популярным языком с видео- и фотопримерами многие заумные киношные термины, такие как «блуждающая маска» или «рирпроекция», а также их целесообразность в рамках определенного исторического промежутка.

В полуторачасовом докладе, разумеется, невозможно охватить все киношные трюки, но такой цели и не ставилось. Главная задача — показать самое интересное и забавное в мире спецэффектов кинематографа, чтобы слушателям не пришлось зевать и скучать, как на сеансе очень унылого исторического фильма.

Пожалуй, можно приоткрыть занавес: в первой части мы начнем рубить головы. И даже на видео!

Продолжительность: 2 часа.

Леонид КАГАНОВ. Биохакинг сегодня и завтра. Чипизация в прямом эфире

11 мая, 15:45–16:30, Кинозал

Фантастические импланты в человеческом теле сегодня и завтра: чипирование (личный опыт ношения чипа с 2016), датчики, гормональные помпы, кардиостимуляторы, сенсоры магнитных полей, проездные и банковские карты, опасные и ненужные игрушки. Лекция со слайдами, кровавая имплантация чипа RFID добровольцу.

Продолжительность: 45 минут.