История конвента:2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 / 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999 1998 1997 1996 1995 1994 1993 1992 1991 1990

Интерпресскон–2018

58 мая, пансионат «Театральный», п. Молодежное Курортного района Санкт-Петербурга

До «Интерпрерсскона–2019» — 5 месяцев

Программа мероприятий конвента.
Тезисы докладов

 

Аркадий РУХ. «Своя игра» по фантастике

Книга Юлия БУРКИНА об истории «The Beatles»

В защиту наследия Станислава Лема!

Литературная серия «Петраэдр» (А. ТИШИНИН, Ю. АНДРЕЕВА)

Александр ТИШИНИН, Иар ЭЛЬТЕРРУС. Издательство «Северо-Запад»: вчера, сегодня, завтра

Антон ПЕРВУШИН. 12 мифов о советской фантастике

Наталия ЛАЗАРЕВА. Фантастические допущения в современной прозе

История семинара Бориса Натановича Стругацкого (с участием А. Столярова, В. Рыбакова, А. Лазарчука, А. Измайлова, Н. Ютанова, С. Переслегина). Модератор В. ВЛАДИМИРСКИЙ

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Тайны и секреты Первой мировой войны

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН, Сергей ШИЛОВ. Метапиктографический подход: новый метод в прогностическом анализе (с примерами)

Серегей ШИЛОВ. За-глобализация: выборы и перспективы

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН отвечает на вопросы участников конвента

«Квантовые МЕДИА»

Каноны культуры и воспроизводство элит (с участием С. Переслегина, Н. Ютанова, К. Еськова, А. Столярова, В. Рыбакова, А. Лазарчука). Модератор С. ШИЛОВ

Юлий БУРКИН. Русская Идея по «Мастеру и Маргарите»

Дмитрий СВЕТЛОВ. Морские катастрофы в фантастике

Площадь «Интерпресскона». Развлекательные и традиционные

Аркадий РУХ. «Своя игра» по фантастике

5 мая, 17:00–19:00, Зал 1

Дорогие друзья, предлагаем вам ощутить себя участниками телепередачи «Своя Игра» и проверить, насколько хорошо вы помните творчество Братьев Стругацких! Кто из участников «Интерпресскона» обладает самыми глубокими знаниями и самой быстрой реакцией?

Продолжительность: 2 часа.

Книга Юлия БУРКИНА об истории «The Beatles»

5 мая, 21:00–22:30, Столовая

Это книга необычна по многим параметрам. Даже по исполнению в форме «перевертыша». То есть, у нее две обложки. С одной стороны — роман Юлия Буркина и Константина Фадеева «Осколки неба, или Подлинная история Битлз», с другой — роман «The Beatles. Иное небо» уже трех авторов (к работе подключился Алексей Большанин (г. Нюрнберг),.с которым до этого Юлий занимался переводами песен Битлз.

Роман «Осколки неба» был написан и впервые издан 20 лет назад, переиздан несколько раз, стал культовым произведением отечественных поклонников великой группы и в представлении, по большому счету, не нуждается. Хочется только заметить, что необычен сам его жанр «мистической были» или

«волшебного реализма». В его основе реальная биография группы, но авторы создали на этой основе художественное произведение раскрывающее кармические причины блистательного взлета, а затем и не менее блистательного падения ливерпульской четверки.

Роман «Иное небо» написан в жанре «альтернативной истории». Что было бы, если бы Джона Леннона не убили, и Битлз вновь объединились. Написан он был год назад и тут же вышел в издательстве «Пальмира». Однако вскоре один из авторов, Юлий Буркин, осознал, что роман не доработан и попросил остановить его тиражирование.

Только съездив в Ливерпуль и выступив там с концертом в музее Битлз, Юлий понял, как довести его «до ума». В течении нескольких месяцев роман дорабатывался им с соавтором по «Осколкам» Константином Фадеевым. И в презентуемой книге представлен именно

эта, новая и окончательная, версия романа.

На презентации выступят представители издательства, а Юлий расскажет кое-какие интересные факты о создании этих книг, а затем исполнит все упомянутые в романах песни Битлз в авторских переводах. Таким образом презентация плавно перетечет в концерт.

Продолжительность: 1 час 30 минут.

В защиту наследия Станислава Лема!

7 мая, 18:30–18:45, Кинозал

Через год в Польше изменится список школьной программы по литературе (соответствующий закон уже принят). В связи с этим в польском Вроцлаве мы организовали проект «Запрещенные книжки» (польск. Zakazane lektury). Это произведения удаленных из программы авторов, отрывки из которых раз в месяц читают выдающиеся актеры. Перед каждым чтением проходит лекция, посвященная автору месяца.

В мае состоятся уже вторые чтения, на которых польский актер Аркадиуш Якубик будет читать отрывок из романа Станислава Лема «Следствие».

Произведения Лема были переведены на более чем 40 языков, объединив читателей по всему миру (достаточно вспомнить фан-клубы, конференции, конгрессы, посвященные Лему, и т. д.). Мы хотим показать, что Лем известен и популярен далеко за пределами Польши.

Мы просим жителей тех 40 стран, на языки которых перевели Лема, сфотографироваться с переводом любой его книги (так, чтобы было видно, что это Лем) и (на втором фото) — с листочком в руке, на котором был бы написан наш хэштэг #zakazanelektury. Из этих фотографий мы потом смонтируем видеоролик, который покажем во Вроцлаве перед началом чтения и опубликуем в интернете. Вас увидят тысячи неравнодушных к литературе людей.

Продолжительность: 15 минут.

Улица Союза печатников. Презентации книг и представления издательств

Литературная серия «Петраэдр» (А. ТИШИНИН, Ю. АНДРЕЕВА)

5 мая, 17:00–18:00, Кинозал

Серия «Петраэдр» существует с 1995 года. В настоящий момент в серии вышло 56 книг.

С 2010 года вручается премия «Петраэдр» — премия малых форм: стихотворение, рассказ, афоризм, критическое эссе. Ведущая составитель серии «Петраэдр» писатель Юлия Андреева

Во время круглого стола будет рассказано о серии и сборниках вышедших в последние два года.

Ожидается выступление авторов сборников: Светланы Тулиной, Тимура Максютова, Юлии Андреевой, Татьяны Берцевой, Эльвиры Жейдс, Юлии Андреевой.

Приглашаем поучаствовать в очередных сборниках серии, подать заявки на премию «Петраэдр».

Будет организована продажа книг.

Продолжительность: 1 час.

Александр ТИШИНИН, Иар ЭЛЬТЕРРУС. Издательство «Северо-Запад»: вчера, сегодня, завтра

5 мая, 18:00–19:00, Кинозал

— Новые отработанные схемы организации издательства в современных условиях падения читательского спроса.

Обшедоступные отработанные системы системы распространения книг.

Как издавать книги так, чтобы это было выгодно.

«Художественная расчлененка» как метод заработка.

— Наиболее интересные проекты СЗ изданные и готовящиеся к печати.

— Проекты издательства «Той» (подразделение СЗ).

— Проект издательского дома «Флюид» (партнеры СЗ).

— Вопросы и ответы.

Продолжительность: 1 час.

Антон ПЕРВУШИН. 12 мифов о советской фантастике

7 мая, 10:00–11:00, Кинозал

В 2013 году вышла книга «10 мифов о советской фантастике», в которой А. Первушин поставил под сомнение растиражированную версию истории советской НФ, на конкретных примерах показав, что все работы на эту тему имеют скорее публицистический, чем научный характер. Через пять лет он готов представить читателям новую, дополненную и исправленную, версию своей книги — «12 мифов о советской фантастике». А. Первушин надеется на деятельное обсуждение проблем, которые стоят перед отечественными исследователями фантастики. В ходе преставления новой версии он зачитает последнюю главу, посвященную критике существующих литературоведческих подходов к изучению истории НФ.

Продолжительность: 1 час.

Доклады, семинары, круглые столы

Наталия ЛАЗАРЕВА. Фантастические допущения в современной прозе

6 мая, 11:30–12:00, Зал 1

«...хорошее слово „идея“ исчезло из лексикона авторов НФ и критиков, — написал в своем Facebook Павел Амнуэль. — Вместо него стали говорить и писать: фантастическое допущение. (...) Но вот вчера, читая очередную дискуссию о гибели российской НФ, встретил фразу: „Фантдоп у этого рассказа...“ О... Фантдоп!»

Давайте задумаемся! Ведь Павел Амнуэль во многом прав. К тому же, он упоминает емкое понятие фантастической идеи. А идея в переводе с древнегреческого — зримый образ. А тут — рукой подать до бездонного моря художественной литературы ( худлит!). В частности, до современных ее достижений. Вот у лауреата премии Большая книга Евгения Водолазкина герой романа «Авиатор» подвергается вполне конкретной криогенной обработке и пребывает в небытии с 20-х по 90-е годы ХХ века. Причем сам процесс криогеники описан довольно подробно. У Ольги Славниковой в романе «2017», на небольшом производстве, расположенном на севере Урала, произошла утечка отходов, и цианид-ион, образуя чудовищные соединения, начал воздействовать на психику и вызывать яркие видения. Ведь фандоп!

В этих романах, вроде бы, все есть. Мудрое осмысление жизни, труда, любви и смерти.

Но вот для многих чего-то и нет! А нет некоего «броуновского сквознячка», суматошного беспорядочного движения, некой остроты и тайны, что веет для многих (но отнюдь не для всех!) от трехтомника Александра Беляева, от сборника фантастики 1964 г. с роботом на обложке, от оранжевой антологии, от журналов «Нева» и «Ангара» со Стругацкими...

Продолжительность: 30 минут.

История семинара Бориса Натановича Стругацкого (с участием А. Столярова, В. Рыбакова, А. Лазарчука, А. Измайлова, Н. Ютанова, С. Переслегина). Модератор В. ВЛАДИМИРСКИЙ

7 мая, 12:00–14:00, Кинозал

Ленинградский семинар молодых писателей-фантастов под руководством Бориса Стругацкого — один из самых значимых феноменов в истории отечественной фантастики второй половины XX века. Никогда еще в такие сжатые сроки никому не удалось собрать под одной крышей столько молодых фантастов — по-разному пишущих, по-разному думающих, но равно одаренных. За каких-то десять лет в нашем городе сформировалась уникальная «ленинградская школа фантастики», сумевшая разорвать шаблоны восприятия «жанровой» литературы. В 1990-х, когда цензурные барьеры рухнули, именно выходцы из семинара сформировали лицо новой русской фантастики — и не только фантастики. Как удалось Борису Натановичу собрать под своим крылом таких разных писателей? Что дал им семинар, почему именно здесь в полной мере раскрылся их талант? Об этом мы поговорим на «Интерпрессконе-2018» в рамках круглого стола, на котором впервые за много лет соберутся авторы, давным-давно пошедшие каждый своей дорогой.

Продолжительность: 2 часа.

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Тайны и секреты Первой мировой войны

6 мая, 10:00–11:30, Кинозал

Несмотря на название, говорить мы будем не о «тайнах» и, тем более, не о «секретах», а о дипломатии, стратегии и искусстве принятия решений.

В центре нашего внимания будет две темы:

• Дипломатическая борьба Антанты и Центральных Держав в 1915–1916 гг. — вступление в войну Италии, Болгарии, Румынии; • «Трилемма Фалькенгайна» — планирование военной кампании 1916 года за Центральные Державы.

Первая тема, весьма интересная сама по себе, позволит нам сформулировать три фундаментальные социальные теоремы, которые, как мне кажется, вполне справедливы сейчас... как и всегда, впрочем. Это — «Теорема о масштабе», «Теорема о страстях» и «Теорема о свободном игроке». «По дороге» мы получим ответы на некоторые вопросы, связанные с судьбой Югославии (вплоть до 1990-х годов), а также получим возможность проанализировать некоторые политические аттракторы Великой войны и их влияние на современность.

Вторая тема значима с точки зрения теории стратегии и может понадобиться как тем, кто хочет научиться искать шансы «на краю гауссианы» в совершенно проигранной позиции, так и тем, кто хочет получить инструмент к созданию содержательных исторических «альтернативок».

Конечно же, будет разговор об операциях, шансах и контршансах, и вновь «всплывёт» призрак того важнейшего исторического события, столетие которого мы отмечали в ноябре 2017 года.

Продолжительность: 1 час 30 минут.

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН, Сергей ШИЛОВ. Метапиктографический подход: новый метод в прогностическом анализе (с примерами)

6 мая, 11:30–14:00, Кинозал

Если определить тему семинара предельно кратко, то это — психоистория. Или, во всяком случае, что-то, очень близкое к модели, которую А. Азимов начал разрабатывать ещё в «Конце вечности» и первом «Основании» и продолжал развивать до конца дней.

Пиктографический анализ появился десять лет назад, как «сухой остаток» от решения прогностической задачи, в которой требовалось найти параметры оценки состояния общества.

Сама техника очень проста: в сущности, это — правила визуализации социальных противоречий и балансов. Когда я ее придумал, то очень удивился тому, что нас этому не учили в советской средней школе. Исторический материализм у нас давали очень хорошо, а техника пиктографирования может рассматриваться, как прикладной инструмент истмата, позволяющий наглядно представлять систему общественных противоречий-и-связей.

За 10 лет метод пиктограмм применялся очень широко — и самыми разными людьми. С его помощью анализировались города (например, в этой технике был выполнен форсайт Новосибирского Академгородка), страны, технологии, системы Знаний, войны...

В 2017 году метод был коренным образом модифицирован. Может быть, я и преувеличиваю, говоря, что из инструмента схематизации социальных противоречий он стал инструментом психоистории, но не намного.

Мета-пиктографирование позволяет совместно анализировать Реальности: Текущую и, по крайней мере, ее ближайшие Альтернативы, имеющие внятную вероятность реализации. Весьма странно, что на переход от пиктограмм к мета-пиктограммам потребовалось целых десять лет, но, во всяком случае, сейчас эта работа, в хорошем приближении выполнена.

На семинаре мы предполагаем продемонстрировать всем желающим технику мета-пиктографирования и показать, как она работает на значимых исторических примерах. С. Шилов будет анализировать Крымскую войну и за-глобализационные процессы, я — Октябрьскую Революцию и «феномен 1920-х годов».

Вместо эпиграфа: «Оптимисты полагают, что живут в лучшем из миров. Пессимисты опасаются, что так оно и есть на самом деле» :)

Продолжительность: 2 часа 30 минут.

Серегей ШИЛОВ. За-глобализация: выборы и перспективы

6 мая, 15:00–16:30, Кинозал

С начала 90—х годов прошлого века в западном мире доминировало восходящее к Френсису Фукуяме мнение о конце истории — времени, когда эволюция общественных и экономических отношений, в основном, закончилась. В правовом и социальном пространствах доминировала идеология либеральных свобод, в экономическом — монетаристская экономическая модель, а в политическом — глобализация.

Однако, история 2010-х гг. показал, что представления о том, что история достигла своего конца несколько преувеличены. Державы уже даже не третьего, а вполне себе первого мира отказывались жить в глобализованном монополярном мире, хотя мнение о преимуществе обществе либеральных свобод и монетаристской экономики остаются пока что незыблемыми.

Что нас ждёт за порогом глобализации, какие структурные противоречия будут определять тренды на ближайший и среднесрочный периоды, почему сохранение антироссийских и ответных контрросийских санкций неизбежно, как связаны ипотечный кризис и катастрофы на Тримайл Айленде и в Чернобыле? Ответы на эти и другие вопросы вы услышите в этом докладе.

Продолжительность: 1 час 30 минут.

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН отвечает на вопросы участников конвента

6 мая, 16:30–17:30, Кинозал

То, что вы всегда хотели, но не успевали спросить! В этот раз впервые за многие годы Сергей Переслегин будет присутствовать в течение всего конвента!

Более того, он согласился ответить на вопросы участников Интерпресскона. Не упустите момент! Готовьте вопросы заранее!

Продолжительность: 1 час.

«Квантовые МЕДИА»

6 мая, 17:30–19:00, Кинозал

С осени 2016 года в Санкт-Петербурге работает особое исследовательское пространство, которое называется «Лабораториум». С зимы 2018 года в «Лабораториуме» появилась и начала активно двигаться вперед лаборатория Квантовой механики.

Вечер «Квантовые медиа-» (7 мая, 17.30 — 19.00 или даже до самого концерта Е. Лукина) — это совместное мероприятие лаборатории Квантовой механики и Киноклуба «Лабораториума». Мы собираемся посмотреть и, если возникнет такое желание, то и обсудить эпизоды из фильмов, сериалов, мультсериалов, связанные с квантовой картиной мира.

Их оказалось на удивление много и, опять-таки, на удивление, все или почти все они связаны с так называемой «многомировой» или «эвереттовской» трактовкой квантовой механики.

Что будет?

Как обычно, это определится перед самым мероприятием, когда выясниться, что удалось достать и нарезать, и сколько времени занимает просмотр смонтированного видеотекста.

Вероятно, будут отрывки из «Сообщества», серии из «Рика и Морти» и «Гравити Фоллс», «Странные вещи» (1-й сезон), что-то еще?..

Плюс — ожидаются вступительное слово С. Шилова:), и заключительные аплодисменты:).

Продолжительность: 1 час 30 минут.

Каноны культуры и воспроизводство элит (с участием С. Переслегина, Н. Ютанова, К. Еськова, А. Столярова, В. Рыбакова, А. Лазарчука). Модератор С. ШИЛОВ

7 мая, 16:00–17:30, Кинозал

Образовательная реформа в нашей стране продолжается с незначительными перерывами с 80-х годов прошлого века. В какой-то степени это не удивительно: школа, наряду с армией и церковью является одними из самых консервативных институтов общества. Поэтому и реформы в ней растягиваются на длительный срок. Однако, без малого 40 лет, многовато даже по меркам столь консервативной части социальной системы.

В основе любой образовательной системы по крайней мере с античного времени лежит канон образования: совокупность дисциплин, закладывающих с детства основы мышления, социальной коммуникации и деятельности и представлении о бытие по крайней мере для будущих элит.

Участники круглого стола попытаются дать ответы на следующие вопросы:

• возможно ли строить образовательную систему на каких-то других основаниях, нежели образовательный канон?
• сколько образовательных канонов должна поддерживать образовательная система России? А может быть, ни одного?
• существует ли возможность через образовательный канон (и шире, образовательные институты) решить устойчивые проблемы российских элит, например воспроизводство сословных отношений?
• и, конечно же, at last but not at least, в чём ошиблись писатели-фантасты, описывая системы образования будущего, а в чём оказались правы?

Продолжительность: 1 час 30 минут.

Юлий БУРКИН. Русская Идея по «Мастеру и Маргарите»

6 мая, 17:30–19:00, Зал 2

Одноименная статья была опубликована в «Полдне» лет десять назад. А Борис Натанович глупости не публиковал. В статье Юлий четко и аргументированно показал, как чисто филологическими методами можно вычленить и сформулировать то, что называют «Русской идеей». Ежегодно Министерство культуры РФ проводит конкурс на формулировку этой идеи, а она — вот она, на поверхности. К фантастам надо прислушиваться.

Так как «Русская идея» по методу Юлия вычленяется и формулируется четко и быстро, без философского тумана и риторической воды, займет доклад на более получаса. А оставшееся время Юлий займет тем, что поиграет свои, полюбившиеся Фэндому, песни — «Василиск», «Два мальчика», «Луна и кошка» и т. п. Прозвучат и новые песни. Таким образом и это мероприятие, также, как и презентация новой книги о Битлз, плавно перетечет в концерт. Но с другим репертуаром.

Продолжительность: 1 час 30 минут.

Дмитрий СВЕТЛОВ. Морские катастрофы в фантастике

7 мая, 10:00–11:30, Зал 1

1. Кораблекрушение, что это такое? Причины и последствия. Краткий обзор известных («Титаник») и неизвестных («Михаил Лермонтов») катастроф.

2. Построение сюжета с элементами морской тематики на примерах: «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан», «Робинзон Крузо» и романов Жюль Верна в антураже двадцать первого века.

3. Моделирование критической ситуации под характеристики главного героя.

4. Варианты сюжета: — спасти всех, спасти любимую/любимого, спастись самому или ликвидировать злодея.

5. Варианты сюжетных коллизий, ставших причиной катастрофы.

Продолжительность: 1 час 30 минут.