История конвента:2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 / 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999 1998 1997 1996 1995 1994 1993 1992 1991 1990

Интерпресскон–2017

69 мая, пансионат «Театральный», п. Молодежное Курортного района Санкт-Петербурга

До «Интерпрерсскона–2018» — 11 месяцев

Программа мероприятий конвента.
Тезисы докладов

 

Презентация новых книжных серий издательств «Северо-Запад» и «Той»

Адэр Токунов (Москва). Доклад-семинар «Специфика книгоиздательской деятельности в современной РФ»

Светлана Тулина, Ольга Денисова (Санкт-Петербург). Презентация альманаха АстраНОВА

Юлия Андреева (Санкт-Петербург). Мастер-класс по развитию творческой фантазии «Как стать писателем?»

Иар Эльтеррус (Санкт-Петербург). «Типы цивилизаций и возможности их развития в зависимости от констант вселенной» (согласно описаниям в фантастике разных авторов)

Сергей Шилов, Сергей Переслегин (Санкт-Петербург). Что стоит за дискурсом *панка: Reloaded

Сергей Шилов, Сергей Переслегин (Санкт-Петербург). Великая схизма

Вячеслав Афончиков (Санкт-Петербург). Абсолютное оружие — вчера, сегодня и завтра

Наталья Луковникова (Санкт-Петербург). Выездная философско-поэтическая лаборатория Онтологического верстака «Чувствующий город»: «За-Поэтика»

Светлана Тулина, Ольга Денисова (Санкт-Петербург). Жертвы Холмса или Полемика трёх сериалов

Генрих Лиговский (Санкт-Петербург). Киноляпы в современных н/ф фильмах

Сергей Шилов (Санкт-Петербург). Открытие нулевого меридиана

Андрей Ермолаев (Санкт-Петербург). Суета вокруг меридиана: история летнего и декретного времени

Дмитрий Светлов (Санкт-Петербург). Каравеллы, бригантины и пираты, герой книги на паруснике. Управление, навигация и путь к таинственному острову

Николай Ютанов (Санкт-Петербург). Пиво и звезды, или Феерия Красного Карлика

Светлана Тулина, Ольга Денисова (Санкт-Петербург). Умеете ли вы читать? 25 кадр в кино и литературе

Светлана Тулина, Ольга Денисова (Санкт-Петербург). Женская поведенческая матрица или От «Доктора Живаго» до омегаверса

Елена Первушина (Санкт-Петербург). От «Новых амазонок» до «Планеты Эйтос»: из антиутопии в утопию

Шоу «Революционный трибунал»

Михаил Шавшин (Санкт-Петербург). Альтернативные Стругацкие

Антон Первушин (Санкт-Петербург). Научная-научная фантастика: зачем возвращать науку в жанр?

Книгоиздательство

Презентация новых книжных серий издательств «Северо-Запад» и «Той»

6 мая, 18:15–19:00, Зал 2

Главный редактор издательства «Северо-Запад» Александр Лидин представит малотиражные серии: «Забытая классика» («Желтая серия»), «Приключения» («Синяя серия»), «Меч и Магия» («Зеленая серия»). Также будет представлена первая книга новой серии «Старые журналы», вышедшая в марте 2017. Также будет рассказано о планах и перспективах развития издательства «Северо-Запад».

Иар Эльтеррус — главный редактор нового издательства «Той», открывшегося при поддержке издательства «Северо-Запад», представит серию «Библитотека фантастики и приключений». Первая книга серии «Миры иные» вышла в марте 2017 и расскажет о планах издательства.

Продолжительность: 45 минут.

Адэр Токунов (Москва). Доклад-семинар «Специфика книгоиздательской деятельности в современной РФ»

7 мая, 10:00–11:30, Зал 2

Специфика книгоиздательской деятельности состоит в том, что на сегодняшний момент мы в Российской Федерации имеем, по сути, только одно издательство — «АСТ-Эксмо». Этот монопольный мастодонт полностью контролирует отечественный книжный рынок, диктует авторам и более мелким издателям свои правила игры... Договоры, часто, кабальны, Издательство не соблюдает их условия, у автора забирают все права, авторский гонорар крайне мал, а качество издания книг оставляет желать лучшего.

Что же делать автору, когда он не хочет заключать договор с «АСТ-Эксмо» или его произведения не публикуют из-за «неформатности», несоответствия жанру или видению «АСТ-Эксмо»?

Как правильно составить договор с Издательством и защитить свои права?

Есть ли на территории Российской Федерации небольшие, но при этом независимые, издательства, которые сотрудничают с авторами на приемлемых и человечных условиях, которые печатают книги КАЧЕСТВЕННО, где их найти?

Как автору издать книгу самостоятельно и так, чтобы это не было выбрасывающем денег на ветер и игрой на самолюбии?

Какое место занимает печатная книга сейчас?

Почему стали меньше покупать книги?

На эти и другие вопросы призван ответить данный доклад.

Продолжительность: 1 час 30 минут.

Светлана Тулина, Ольга Денисова (Санкт-Петербург). Презентация альманаха АстраНОВА

7 мая, 11:00–12:00, Кинозал

Клуб и альманах с аналогичным названием существует уже более трех лет. За это время выпущено семь номеров (с периодичностью раз в полгода), проведено больше количество конкурсов как на площадке самой АстраНОВЫ, так и совместно с фантлабом, фантастами. ру, литкреативом и другими. Так же клубом проводится ежемесячный конкурс-тренинг Астра-блиц, рассказы с которого отбирались как в сам альманах, так и в другие журналы, такие как «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Машины и Механизмы», «Космопорт», «Искатель», «Меридиан», «Фантастическая среда» и др.

Продолжительность: 1 час.

Литучеба

Юлия Андреева (Санкт-Петербург). Мастер-класс по развитию творческой фантазии «Как стать писателем?»

6 мая, 16:45–18:15, Зал 2

Ведущая — Юлия Андреева, поэт, писатель, автор исторических романов, составитель сборников литературной серии «Петраэдр».

Встреча будет интересна начинающим (и состоявшимся) писателям, родителям одаренных детей и всем, для кого актуальна тема развития творческой фантазии!

Считается, что в литературном обиходе существует около трех десятков классических ситуаций — сюжетов. Все они, разумеется, давно известны и написаны до нас. Да, крайне сложно создать что-то принципиально новое, но это не повод отказываться от мечты стать писателем. На мастер-классе Юлии Андреевой, вы научитесь придумывать новые повороты сюжетов, и получите реальные, работающие методики развития фантазии.

На мастер-классе можно будет приобрести книгу Ю. Андреевой «Растим гения», адресованную участникам писательских курсов, мамам, желающим помочь детям, развить фантазию и, разумеется, самим молодым писателям, которые хотят создавать свое новое.

Даже заслуженные и народные артисты продолжают делать упражнения позволяющие поддерживать себя в форме. Писателю мало писать каждый день. Ему необходимо постоянно пополнять свою эмоциональную копилку, давая воображения задания, постоянно изобретая что-то новое, или заставляя свой мозг выкручиваться из самых тяжелых и казалось бы безвыходных ситуаций.

Приходите, будет интересно!

Продолжительность: 1 час 30 минут.

Доклады, семинары, круглые столы

Иар Эльтеррус (Санкт-Петербург). «Типы цивилизаций и возможности их развития в зависимости от констант вселенной» (согласно описаниям в фантастике разных авторов)

7 мая, 12:00–13:00, Кинозал
  1. Изначально технологическая цивилизация (наш тип):
  2. Изначально биологическая цивилизация
  3. Изначально энергетическая (полевая) цивилизация. С некоторой точки зрения может показаться совпадающей с изначально-магической, но это не так.
  4. Изначально магическая цивилизация

Помимо указанных типов может существовать еще множество, которых нам на нынешнем уровне знаний и представить невозможно.

Продолжительность: 1 час.

Сергей Шилов, Сергей Переслегин (Санкт-Петербург). Что стоит за дискурсом *панка: Reloaded

7 мая, 15:00–16:00, Кинозал

В докладе «Что стоит за дискурсом *панка?», прочитанном в 2016 г., было сформулировано определение: *панк — жанр романтического направления, описывающего взаимодействие человека и техносферы (представленной в случае киберпанка первую очередь информационными технологиями) и тяготеющими к субъект-объектной инверсии: субъектом повествования выступает техносфера, а объектом человек и общество. С позиции мышления *панк это форма рефлексии человеком техносферы.

Настоящий доклад посвящён подробному исследованию паро- и дизельпанка. Предложена гипотеза, связывающая эти жанры с научно-фантастической и приключенческой литературой второй половины XIX — начала XX века, а также с общественными процессами, явившимися как непосредственной причиной Первой Мировой войны, так и последовавшими за ней.

Мы попытаемся ответить на следующие вопросы:
• в чём отличие паро- и дизельпанка?
• каков социальный и политический бэкграунд этих жанров?
• в каком из жанров (или миров) *панка мы живём?

Продолжительность: 1 час.

Сергей Шилов, Сергей Переслегин (Санкт-Петербург). Великая схизма

7 мая, 16:00–17:00, Кинозал

Утверждение о том, что современная Россия не имеет собственной онтологии, а следовательно, и идеологии в последние годы стало, по-существу, общепринятым. Однако, как становится видно в последние годы, противники России относятся к ней, как к области вполне определённой онтологии, притом достаточно сильной и, во многом, враждебной Западу. Это противоречие можно разрешить тем, что такая онтология является настолько естественной, что перестаёт рефлексироваться.

Чтобы исследовать этот феномен необходимо взглянуть на Восток с позиции Онтологии Запада, найти подходящее «рефлексивное зеркало». Для этого требуется понять, как Запад обособился от Востока, осознал себя некой целостностью, противопоставленной ему.

Мы можем достаточно точно сказать, когда это произошло. Великий раскол прежде единой христианской церкви 1054 года и названный «Великой схизмой» является одним из важнейших событий как церковной, так и светской истории европейской цивилизации.

Была ли, однако, церковь едина до Великого раскола, а если была, то насколько неизбежной стала сама схизма? Что предопределило раскол, а что ему непосредственно предшествовало? И в чём, наконец, разница в представлении о бытии и в приёмах мышления на Западе и на Востоке?

Об этом новый доклад постоянных участников «Интерпресскона»

Продолжительность: 1 час.

Вячеслав Афончиков (Санкт-Петербург). Абсолютное оружие — вчера, сегодня и завтра

8 мая, 15:00–16:00, Зал 2

Со дня первого боевого применения ядерного оружия именно оно претендовало на звание «абсолютного», и с этим было согласно подавляющее большинство жителей планеты, на которых уничтожение двух городов всего двумя боеприпасами произвело неизгладимое впечатление. С исторической точки зрения это не совсем так — в истории человечества есть немало примеров применения оружия гораздо боле смертоносного и дьявольски эффективного.

Историкам доподлинно неизвестно, когда впервые биологическое оружие было применено с военной целью, однако большинство исследователей сходятся во мнении, что первые эпизоды имели место задолго до наступления Новой Эры. Дважды применение этого типа оружия массового поражения сопровождалось катастрофическими потерями, изменившими облик целых континентов и самый ход истории.

Показательны примеры пандемии чумы в 14 веке нашей эры и «освоение» Северной Америки англо-саксонскими завоевателями, в последнем случае не без помощи данного оружия было уничтожено население целого континента. Истинным создателем «абсолютного» оружия по праву можно признать английского исследователя Дженнера, хотя сам он искренне считал себя гуманистом и был в этом качестве увековечен в истории. Интересно, что имя ордынского хана Джанайбека известно лишь небольшому количеству исследователей, в то время как количество жертв его атаки значительно превышало человеческие потери во второй мировой войне.

Только стечение обстоятельств не позволило японским милитаристам широко применить данный вид оружия в ходе Второй мировой войны, как это ни парадоксально, но косвенно это было связано с появлением ядерного оружия.

В настоящее время существует ни на чем не основанная иллюзия, что разработка данного вида оружия прекращена. На самом деле исследовательские работы в этом направлении крайне сложно запретить и практически невозможно контролировать.

Современные технологии генной инженерии создали условия, при которых в ближайшие десятилетия боевые качества биологического оружия могут выйти на новый уровень, о котором стратеги прошлого не могли и мечтать. В эпоху международного терроризма именно биологическое оружие может быть самым сокрушительным инструментом террора, способным поставить все человечество на грань вселенской катастрофы.

Продолжительность: 1 час.

Наталья Луковникова (Санкт-Петербург). Выездная философско-поэтическая лаборатория Онтологического верстака «Чувствующий город»: «За-Поэтика»

8 мая, 17:00–18:00, Зал 2

В свете места проведения лаборатории, имеющего футурологический оттенок, хотелось бы обсудить некоторые идеи и соображения о том, что такое поэзия в наступающем новом мире или, иначе, о «за-поэтике». Например:
— Поэтика по Аристотелю имеет отношение к закономерностям «вероятного» и «необходимого», имеет познавательное значение и таким образом обращается к богам. Каково, в таком случае, Небо современности, которое надо или хотелось бы привлечь на сторону людей сегодня? Есть ли в современности Небо как таковое или к чему ещё может обращаться поэзия? Какие новые вневременные закономерности могла бы она описывать с точки зрения философского аспекта и против аристотелевского понимания истории как сиюминутности? Что в самой поэзии составляет вневременное? Чему или кому подражает поэзия сегодня? Чему будет подражать завтра?
— Как связана поэзия и абстрактное мышление? Какие новые формы мышления становятся сейчас и как они влияют на поэзию? Как это связано с изменениями в языке (как русском, так и иностранных)? Является ли поэзия подвластной этим изменениям либо она сама — котёл новых решений и идей?
— И, наконец, что случается с поэзией, когда мы начинаем отказываться от антропоцентрического принципа — о чем так много пишут фантасты.

Эти вопросы правомерны в том случае, если поэзия как таковая, даже в новом её понимании, продолжит существовать как отдельное искусство, а не сольётся с другими, в том числе, совсем новыми видами, в некоторую синтетическую форму, следуя прогнозам Вагнера.

Продолжительность: 1 час.

Светлана Тулина, Ольга Денисова (Санкт-Петербург). Жертвы Холмса или Полемика трёх сериалов

7 мая, 17:00–18:00, Кинозал

• Артур Конан Дойль — как первая жертва собственного персонажа;
• почему Гайричевский полнометражный сериал лучше рассматривать отдельно, в отрыве от трех остальных, наиболее популярных сегодня (советского с Ливановым и Соломиным, российского с Петренко и Паниным и британского с Камбербетчем и Фрименом), а эти три — как раз в связке?
• кому и зачем нужны герои? Кто и зачем их создает?
• переброска цитатами — случайность или диалог?
• разность режиссерских позиций. О чем (и зачем?) лгут эти три сериала?

Продолжительность: 1 час.

Генрих Лиговский (Санкт-Петербург). Киноляпы в современных н/ф фильмах

7 мая, 13:00–14:00, Кинозал

Автор старейшего в России сайта, посвященного киноляпам, расскажет вам об удивительном мире популярных научно-фантастических фильмов.

В плане доклада:

  1. Основы терминологии киноляпов. Почему их любят и за что их ненавидят.
  2. Коротко о классике НФ:
    — Отроки во вселенной
    — Гостья из будущего
    — 2001: Космическая одиссея
    и др.
  3. Киноляпы в современных НФ-фильмах:
    — Аватар
    — Интерстеллар
    — Прибытие
    — Грань будущего
    — Звездные войны: Изгой-Один
    — Пассажиры
    — Марсианин
    и др.

ЭКСКЛЮЗИВ: киноляпы фильма «Притяжение» (2017) Федора Бондарчука.

Помимо статичных картинок, в докладе будут использованы видеофрагменты самых забавных ляпов и несуразиц.

Продолжительность: 1 час.

Сергей Шилов (Санкт-Петербург). Открытие нулевого меридиана

8 мая, 10:00–10:45, Зал 2

Рассуждая о географических координатах, мы привыкли говорить «к востоку от Гринвича» и «к западу от Гринвича». Всё, что вы хотели узнать о географической долготе, но не знали у кого спросить:
• насколько стара гринвичская традиция?
• почему именно Гринвич?
• а что же было, когда Гринвича не было?
• были ли шансы у Пулковского меридиана стать нулевым?
• почему на самом деле США купили у России Аляску?

Продолжительность: 45 минут.

Андрей Ермолаев (Санкт-Петербург). Суета вокруг меридиана: история летнего и декретного времени

8 мая, 10:45–11:30, Зал 2

Меридианы нужны не только в географии, от них отсчитывается поясное время. А кроме «поясного» бывает «летнее» время, а в нашей стране — еще и «декретное».

В интернете и справочниках можно прочитать, что:
— летнее время впервые было введено в Англии в 1908 году;
— декретное время помогает экономить электроэнергию;
— после недавних реформ Россия живёт по «правильному» времени.

Все эти мифы будут развеяны во время доклада. Заодно поговорим о том, будет ли освоившее космос человечество жить по «гринвичскому времени».

Продолжительность: 45 минут.

Дмитрий Светлов (Санкт-Петербург). Каравеллы, бригантины и пираты, герой книги на паруснике. Управление, навигация и путь к таинственному острову

8 мая, 11:30–12:30, Зал 2

Вступление
Построение сюжета на морскую тематику и опасность использования специфической терминологии на примерах романа Рафаэля Сабатини «Одиссея капитана Блада» и кинофильма Вербински «Пираты Карибского моря».

Литературные штампы
Белоснежные и чёрные паруса — правда или вымысел? Шквалы и ураганы, как парусники преодолевали сложные погодные условия.

Герой книги строит парусник
Краткий экскурс в устройство парусного судна. Почему борт скошен во внутрь, а Пётр I нанял в Голландии кораблестроителей? Основные отличия между торговым и военным кораблём на примере гибели шведского линкора «Васа».

Такелаж и рангоут
Что такое парусное вооружение. Прямые и косые паруса, почему шхуны победили чайных клиперов. Работа с парусами и управление судном. Куда должен смотреть рулевой.

Как «разговаривают» корабли
Сигнальные флаги и семафор, история возникновения сигнализации на море как способ предупредить об опасности и спасти человеческую жизнь.

Морской бой и абордаж
Организация засады в безбрежных морских водах. Боевое маневрирование и сближение, самое уязвимое место парусного судна. Что необходимо сделать перед боем и абордажем. Количество пушек как критерий боевой мощи корабля.

Где я?
Что такое дальномер, угломер, октан и секстан? Почему во всех крупных портах пушка стреляет в полдень и как она поможет герою книги определить свое место в море. Как при точности определения в шестьдесят миль найти таинственный остров.

Продолжительность: 1 час.

Николай Ютанов (Санкт-Петербург). Пиво и звезды, или Феерия Красного Карлика

8 мая, 16:00–17:00, Зал 2

Немного историй из лавки древностей: кладбище экзопланет, красный карлик 2MASS J23062928-0502285 из созвездия Водолея, весёлые орбитальные резонансы, отец Теодор из аббатства Шимей, астрономический голод, жизнь в коробчонке, три вредные сестрёнки, Земля 2.0, транзиты абы как и священный орден траппистов... То есть в лавке есть все, кроме королей и капусты — капусты NASA и королей ванадия.

Продолжительность: 1 час.

Светлана Тулина, Ольга Денисова (Санкт-Петербург). Умеете ли вы читать? 25 кадр в кино и литературе

8 мая, 10:00–11:15, Зал 1

• Что хотел сказать автор?
• Оболочка — и то, что спрятано под ней. Так ли безобидны многие мультики, как кажется на первый взгляд? («Рапунцель», «Ледниковый период-2», «Храбрая сердцем», «Холодное сердце»). Почему бездумный просмотр детьми некоторых мультиков может стать залогом больших проблем в будущем как у них самих, так и у их родителей?
• Обратный пример — сильная морально-этическая и даже философская концепция под развлекательной, веселой, приключенческой и на первый взгляд совершенно легкомысленной оболочкой (Ольга Громыко «Космобиолухи»).

Продолжительность: 1 час 15 минут.

Светлана Тулина, Ольга Денисова (Санкт-Петербург). Женская поведенческая матрица или От «Доктора Живаго» до омегаверса

8 мая, 11:15–12:30, Зал 1

• Женская поведенческая матрица в литературе и жизни. Трагедия Пастернака как естественный результат воплощения в жизнь описанной им идеи, когда принцип «моя хата с краю», естественный для женщин во все века — позволяющий им выживать — и совершенно неприемлемый для мужского поведения, предполагающего взятие на себя ответственности за нечто большее, чем благополучие собственное и своих детей, — берётся за основу поведения именно что мужчины.
• Смена гендерных ролей (Праттчетт «Пехотная баллада», KorNata «Снегурочка. Кибер-сказка»).
• Омегаверс как квинтэссенция желания спать у стенки и не отвечать ни за что, даже за собственную сексуальность.

Продолжительность: 1 час 15 минут.

Елена Первушина (Санкт-Петербург). От «Новых амазонок» до «Планеты Эйтос»: из антиутопии в утопию

8 мая, 12:30–14:00, Зал 1

Польская комедия, выходившая в российский прокат под названием «Новые Амазонки» (оригинальное название «Seksmisja») показывает нам, как, по мнению мужчин, будет выглядеть мир, который построят женщины. И мир этот весьма тоталитарный. С другой стороны, Лоис Макмастер Буджолд считает, что в мире будущего даже мужчины смогут построить эгалитарный мир, если рядом с ними не будет женщин, за которых они станут соперничать. А сможем ли мы вообразить каким станет мир, если к власти придут феминистки? Будет ли это антиутопия или утопия? Давайте проведём мысленный эксперимент...

Продолжительность: 1 час 30 минут.

Шоу «Революционный трибунал»

6 мая, 20:00–21:00, Зал 2

Вот и настал революционный семнадцатый год! А заодно и 25-й год существования литературной премии «Интерпресскон». Настало время суда истории: в этом году мы решим, какие романы, отмеченные премией с самого начала её существования, достойны остаться в вечности, а какие пора сбросить с корабля современности! Эта задача стоит перед Чрезвычайной Тройкой в составе В. Ларионова, С. Логинова и В. Владимирского. Судьбу романов-лауреатов определит открытое голосование революционного пролетариата. В этом году перед трибуналом предстанут:

• Василий Звягинцев, «Одиссей покидает Итаку» (прокурор В. Ларионов, адвокат С. Логинов)
• Вячеслав Рыбаков, «Гравилет «Цесаревич» (прокурор С. Логинов, адвокат В. Ларионов)
• Святослав Логинов, «Многорукий бог далайна» (прокурор В. Ларионов, адвокат С. Логинов)
• С. Витицкий, «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (прокурор С. Логинов, адвокат В. Ларионов)
• Александр Громов, «Мягкая посадка» (прокурор В. Ларионов, адвокат С. Логинов)

Да здравствует революция! Фабрики — рабочим! Земля — крестьянам! Литература — массам! Ура, товарищи!

Продолжительность: 1 час.

Михаил Шавшин (Санкт-Петербург). Альтернативные Стругацкие

7 мая, 10:00–11:00, Кинозал

Творчество Аркадия и Бориса Стругацких могло бы стать другим, если бы идеологом произведений был не Борис, а Аркадий Стругацкий. И если бы не цензура, подгонявшая все рукописи под заранее определённые стандарты. Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть историю написания этапных книг АБС — «Страна багровых туч», «Улитка на склоне» и «Отягощённые злом». Это соответственно начало, середина и финальный период творчества АБС. Кроме того были еще варианты и «Пути на Амальтею», и «Попытки к бегству», и «Хищных вещей века», и некоторых других произведений. Все они — тема долгого разговора, скорее всего, не ограничивающегося рамками одной беседы.

Продолжительность: 1 час.

Антон Первушин (Санкт-Петербург). Научная-научная фантастика: зачем возвращать науку в жанр?

8 мая, 12:30–14:00, Зал 2

В свое время группа, называющая себя НФ-возрожденцами, выдвинула тезис, согласно которому научная фантастика является стрежнем фантастики как жанра. Тезис вызвал возражения, поскольку считается, что корни фантастики лежат в волшебной сказке и мифологическом эпосе. Однако обращение к теории жанров показывает, что введение рационального фантастического допущения в текст является принципиальным отличительным признаком, выделяющим фантастику в общем литературном потоке вне зависимости от степени достоверности/недостоверности описываемых в тексте событий. Изъятие принципов естественнонаучного мышления из фантастики ведет к размытию границ и деградации жанра во всех его направлениях.

Продолжительность: 1 час 30 минут.