Дмитрий Володихин. «Возрождение футурологического эссе»
Елена Первушина. «Фантастика женским почерком — у капитана два брата, но он им не брат»
Юрий Воронёнков, И. Гринчевский. «Роль футуристического эссе в описании будущего России»
Сергей Шилов «Фантастика как мифология и будущее как ресурс»
Сергей Переслегин. «Информационные катастрофы»
Андрей Ермолаев. «Календари фантастических миров с точки зрения исторической хронологии»
Александр Етоев, Владимир Ларионов и их «Книга о Прашкевиче». Встреча с авторами.
Футурология и альтернативная история
Дмитрий Володихин. «Возрождение футурологического эссе»
- На мой взгляд, оживление футурологической тематики в фантастике и в общественной мысли (публицистике, в частности), связано с нарастанием кризисного состояния общества. Во всяком случае, это касается России. В настоящее время горячий отклик вызывают конкурсы футур-эссе, с интересом воспринимаются прогнозы не только экспертов, но и писателей-фантастов на ближайшее будущее. И усиление этого интереса связано прежде всего с ощущение близости «девятого вала» масштабного системного кризиса.
- Очень хорошо видно размежевание тех, кто магистральный маршрут движения будущего видит в сохранении самостоятельной России, а стало быть, отрицает глобализационный проект — что в евроатлантических вариантах, что в китайском, и тех, кто видит мир только как единое сообщество, в котором Россия будет просто растворена.
- Довольно сильным является ощущение краха, тупика, полной безнадежности и скорого распада России.
- К сожалению, в подавляющем большинстве случаев писатели-фантасты проявляют заинтересованность прежде всего к политической и социальной стороне футурологии. Очень мало высказываний по поводу будущего науки, техники, культуры, языка, религиозной сферы. И очень мало системных проектов, которые давали бы основательную панораму будущего, а не только ряд остроумных замечаний по поводу отдельных его аспектов.
- Полагаю, сейчас возможно создание полунаучных-полулитературных групп, центров, бюро, выпускающих футур-тексты, которые пользовались бы широким спросом. Полагаю также, возможен новый взлет футурологической фантастики.
Юрий Воронёнков, И. Гринчевский. «Роль футуристического эссе в описании будущего России»
- Футорология — наука или? Базовые прогнозы на 21 век Ефремова, Казанцева и других не сбылись.
- Наука сегодня не подтверждает обоснованность прогнозов фантастов 20 в. основанных на современном научном представлении о мире — кризис «научной» Фантастики.
- Отсюда — альтернативные миры, фэнтэзи — невозможность современной фантастики придумать реальный мир (даже свой ОО)
- Реальные проблемы будущего мироустройства не осмысливаются фантастами (мусорные острова в Тихом океане, сокращение личной свободы индивидуума)
- Требуется «Фантастика ближнего осмысления». Необходимо заметить завтрашний день. Сборники прогнозов 21 века.
Сергей Переслегин. «Информационные катастрофы»
Исследуется информационное отражение значительных исторических событий, в том числе катастроф. Представлен метод, позволяющий учесть «вымывание» информации со временем. Как результат удаётся сравнивать информационное отражений разновременных событий. Показано, что большинство катастроф
Вторая часть доклада посвящена исследованию статистических закономерностей авиационных катастроф.
Сергей Шилов. «Фантастика как мифология и будущее как ресурс»
Сравнительное исследование цивилизаций можно проводить через сравнение порождённых ими мифологий, поскольку мифологическое мышление является синкретическим представлением социальной психологии, а миф можно использовать для ответов на вопросы каким цивилизация видит своё место в мире, как взаимодействует с другими цивилизациями, каким видит своё прошлое, будущее и свою смерть.
Принято считать, что европейская позитивистская цивилизация не породили собственных мифологий, однако два крупнейших за всю историю человечества цивилизационных проекта породили два крупнейших тренда научно-фантастической литературы. Мы можем исследовать представление о будущем, созданном в научно-фантастической литературе как миф о будущем.
Сравнительное исследование советской и американской НФ литературы позволяет сделать следующие выводы:
- в СССР существовало два коммунистических проекта: официальный — которого придерживалась государственная бюрократия; и «фантастический» — которого придерживалась, в первую очередь, техническая интеллигенция;
- советский и американский цивилизационный проекты использовали собственное цивилизационное будущее как ресурс;
- этот ресурс в настоящее время обеими сторонами существенно исчерпан.
Фантастиковедение
Андрей Ермолаев. «Календари фантастических миров с точки зрения исторической хронологии»
- Если писатель строит в своих произведениях особый мир, то одной из составляющих восприятия этого мира обитателями является счет времени в этом мире. Причем надо учитывать два аспекта: особенности календаря (подсчет дней в году; разбиение суток на части и т.д.) и летосчисление (подсчет лет от какого-то конкретного момента).
- Любые календари построены на периодичности. Определяющей по-любому будет астрономическая периодичность. Только в случае, если не существует движения светил и планет по небу, необходимы будут другие основы календаря.
- Даже при одной и той же астрономической основе возможны разнообразные календарные системы. Примеры этого дают реальные земные календари. Пользуясь этими основами, можно строить и календари выдуманных миров.
- Возможет ли прямой «перенос» григорианского земного календаря в космические дали? Правильно ли пользуются этим фантасты?
- Придумав выдуманный календарь, можно ли присобачить к нему летосчисление «от Рождества Христова»? И нужно ли?
- Возможен ли «общекосмический календарь»?
Василий Владимирский. «Новые рельсы фантастики»
- Экстенсивный и интенсивный путь: пока лес не кончится.
- Советская цензура как первопричина кризиса.
- Выбор издателей: ставка на инфантильное большинство.
- Фантастика как аттракцион: с кем конкурирует фантаст?
- Чернорабочие фантастики: бери больше, кидай дальше, отдыхай, пока летит.
- «Этногенез» и «Снежный ком М»: два пути выхода из кризиса.
- Выбраковка неизбежна. Мы все умрем.
Творческие
Елена Первушина. «Фантастика женским почерком — у капитана два брата, но он им не брат»
«Всем известно, что женщина на корабле — к беде. А если эта женщина — капитан корабля? Да еще и космического. Что тогда может случится? Ответ знают только фантасты».
Тим Скоренко. Реалистичное описание города, места, события, которого вы не видели своими глазами: интернет в действии
GOOGLE В ПОМОЩЬ
При создании литературного произведения нам часто приходится достоверно описывать город или страну, в которой мы никогда не бывали. Как сделать это так, чтобы комар носа не подточил? Как найти, например, архив с картами всех городов США с 1820 по 1940 год? Как использовать Google Maps для создания достоверной картины незнакомого города? Как сымитировать ощущение, которого вы никогда не испытывали, используя современные технологии и Интернет в частности?
Описания и карты реальных городов и местечек можно также использовать при создании собственного города. Когда мы описываем некий населённый пункт, мы должны знать больше, чем сообщаем читателю. Наш герой должен сворачивать, уходя от погони, не в случайный переулок, а в конкретный, имеющий название и протяжённость, ведущий в какой-то определенный район поселения. И в этом случае карта реального города вам поможет.
Презентации
Александр Етоев, Владимир Ларионов и их «Книга о Прашкевиче». Встреча с авторами.
В 2011 году исполнилось 70 лет писателю, поэту, переводчику, историку фантастики Геннадию Мартовичу Прашкевичу. Александр Етоев и Владимир Ларионов написали к его юбилею «Книгу о Прашкевиче, или От Изысканного жирафа до Белого мамонта». Название странное, да и сама книга достаточно странная, не поддающаяся идентификации, она не является документально-биографической в традиционном смысле, скорее это сборник озорных эссе, каждая глава в котором посвящена определённому периоду жизни Г.Прашкевича. Главы начинаются беседами В.Ларионова с Г.Прашкевичем, а заканчиваются вольными комментариями к ним А.Етоева.
«Книга о Прашкевиче» выдвинута Борисом Стругацким в финал «АБС-премии-2012», номинирована на премии «Интерпресскон» и «Бронзовая улитка».
Лекторий Интерпресскона
Алексей Барон. «Писатель и атеросклероз»
- Причины и механизмы развития атеросклеротических изменений в кровеносных сосудах.
- Характерные изменения личности, обусловленные атеросклерозом сосудов головного мозга.
- Возможности профилактики и частичной компенсации угасающих функций мозга.
А. Москаль, А. Первушин. «Как на самом деле летать в космосе»
Современные представления о возможностях космической техники основываются на двух заблуждениях, которые порождают необоснованные иллюзии. Первое — для межпланетных полетов достаточно разогнаться до второй космической скорости (11,2 км/с). Второе — атомная энергия сделает соседние планеты достижимыми.
О первом заблуждении. Любой межпланетный полет состоит из череды разгонов и торможений, которые потребляют запасы невосполнимого топлива. Эти приращения/убывания скорости суммируются в «характеристическую» скорость, которую можно подставить в формулу Циолковского и подсчитать, какое реальное количество топлива потребуется. Для полета на Луну требуется «характеристическая» скорость 25 км/с, если отбросить скорость возвращения на Землю 11,5 км/с (ее принято гасить парашютированием в атмосфере). Для Марса такая скорость составит свыше 30 км/с, для Венеры — 35 км/с. Еще Циолковский провел расчеты для водород-кислородной топливной смеси и характеристической скорости 30 км/с. У него получилось, что масса топлива в 193 раза будет выше массы космического корабля с ракетой. То есть марсианский корабль весом 100 т вместе с ракетой, стартующей с Земли, будет весить 19,5 тыс. т (для сравнения: «Saturn V» весил 3 тыс. т) — совершенно неподъемная величина.
О втором заблуждении. Тот же Константин Циолковский указывал, что проблему разницы масс можно решить, используя «внутриатомную» энергию. Действительно, химические топлива имеют предел по удельному импульсу — 500 секунд для высококалорийного трехкомпонентного топлива, предсказанный Эйгеном Зенгером (для сравнения: удельный импульс двигателя РД-107 знаменитой «семерки» составляет 257 секунд). Расчет показывает, что даже при использовании «предельного» топлива масса марсианского корабля (если его будут собирать на орбите, а возвращение экипажа предполагается в парашютирующей капсуле) составит свыше 800 т. Использование электроракетного двигателя на ксеноне с удельным импульсом 1700 секунд позволяет снизить массу всего корабля до 200 тонн. Однако такие двигатели нуждаются в мощном источнике энергии: по разным оценкам, от 7 до 15 мегаватт. Использование солнечных батарей ведет к невообразимому росту габаритов корабля (в марсианском проекте 1999 года РКК «Энергия» описаны солнечные батареи площадью 120 тыс. кв. м); кроме того, их эффективность квадратично падает при удалению от Солнца. Использование атомного реактора требует системы теплоотвода — площадь современных радиаторов-излучателей обычно сопоставима с площадью солнечных батарей, причем радиаторы тяжелее. Эта проблема не решена до сих пор.
Таким образом, сегодня, в отношении «проблемы тяги» мы находимся примерно на том же уровне как и 55 лет назад, в начале космической эры. Возможно, одним из путей станет использование ядерно-импульсной («взрыволетной») движительной схемы.