А. Первушин, С. Шилов. «Репотаж из будущего: 1974. Советская экспедиция на Луну»
Выставка книг, посвящённых космосу и космонавтике
Выставка репродукций картин Константина Арцеулова
О. Романова. «Чудеса и чудища средневековых мистерий»
С. Бондаренко. «Проблемы изучения творчества Стругацких в наши дни». Круглый стол
А. Гузман. «Ярчайшие события в западной фантастике последних лет»
С. Удалин (Нил Аду). «Слабое звено книжного бизнеса»
Н. Орлова. «Фик напишешь! Проблемы и перспективы современного фанфикшена»
В. Владимирский. «Армагеддон отменяется, или социальная фантастика: возвращение»
А. Лидин (Тишинин). «Забытые имена»
К. Фрумкин. «Что делать фантасту с экономикой и финансами»
В. Гончаров. «Священная война в фантастике»
С. Шилов. «Современная физика: прорыв или тупик»
А. Грибанов (Вертер де Гёте), А. Зильберштейн (Dark Andrew). Библиографический сайт: отчет за год
Круглый стол «Авторское право на фантлабе (писатели и художники)»
А. Грибанов (Вертер де Гёте).
Посвящённые 50-летию космического полёта Ю. А. Гагарина
Антон Первушин, Сергей Шилов.
«Репотаж из будущего: 1974. Советская экспедиция на Луну»
В октябре 1959 году читатели журнала
Выставка книг, посвящённых космосу и космонавтике
«Я человек, я посредине мира. За мною мириады инфузорий, передо мною мириады звёзд». В стихах Арсения Тарковского отразилась уникальная роль Человека, как части Вселенной, её творческой и познающей силы. Книжная выставка, проводимая в рамках «Интерпресскона», призвана напомнить историю первых шагов человечества по дороге к звёздам.
Выставка репродукций картин Константина Арцеулова
Константин Арцеулов — удивительный человек, наделённый талантами живописца и лётчика. Он бросил вызов смертоносному
штопору, был полярным штурманом и военным лётчиком, иллюстратором
Фантастиковедение
Оксана Романова. «Чудеса и чудища средневековых мистерий»
- Реальное — фантастично, фантастическое — реально
- Мир средневекового человека просторен и ограничен одновременно: обычный человек весьма ограничен в перемещениях, но знает от торговцев, солдат, школяров, что за Иерусалимом (который, как известно, стоит в центре мира) лежат земли диковинных людей, странных зверей и удивительных монстров. Обывателя завораживают рассказы о других мирах, а реалистичности этим рассказам добавляют мелкие трофеи, привезенные «оттуда», и изображения чудовищ на фресках, витражах, вымпелах, рукописях, сундуках
- За неимением реального прототипа, художники пользуются примерными описаниями очевидцев и приукрашивают изображение на свой лад. Они используют фантастические элементы для создания образов реальных животных и наоборот — создают из частей реальных тварей фантастических чудищ
- При постановке миракля и мистерии визуализации чудовищ отводится самая значимая часть времени: отсутствие четкого понятия «исторический костюм» (равно как и понятий «историческая эпоха» и «национальный костюм») приводит к тому, что костюмы любых человеческих персонажей берутся напрокат у
горожан-современников или в монастырях - Религиозная драма — первые фантастические постановки Европы
- центральным сюжетом миракля является «обыкновенное чудо» — событие, вроде бы современное зрителям, но фантастическое по сути
- сюжет мистерииобязательно включает в себя сцены Ветхого и Нового завета, но вместе с тем представляет и несколько других историй, современных, фантастических, развлекательных
- шаривари, битвы Поста с Масленицей и моралите с ряжеными
- Миракли — весь мир театр
- церковь как идеальная декорация
- ангелы и демоны выходят к людям — использование архитектуры как театральной машины
- костюм дьявола
- цветовая символика костюма
- Городская мистерия — первый комикс
- сценки представляются на отдельных повозках, которые подъезжают к зрителям в строгой последовательности
- стационарная сцена мистерии — представление вкруговую
- адская пасть и небесный свод
- Авторское право на драматическое представление и реклама
- визирование текста папской канцелярией
- официальные труппы для постановки мистерий
- постановка на средства цехов
- реклама на повозках и декорациях
Светлана Бондаренко.
«Проблемы изучения творчества Стругацких в наши дни». Круглый стол
- Классики ли Стругацкие — мнение литературоведов (фантастика все еще в гетто?)
- Нужно ли изучать творчество Стругацких сейчас или подождем еще сто лет?
- Пока еще можно спросить (они уходят — друзья, соратники, противники, сверстники)
- Этика при публикации личных архивов: гласность или
все-таки тактичность? - И животноводство
Вадим Казаков.
«Белые да красные — все такие разные»,
или Краткая история Библиотеки
современной фантастики
- Беспрецедентность идеи Библиотеки современной фантастики. Обстоятельства возникновения проекта. Первоначальный вариант состава. О критериях современной фантастики.
- Первоначальный 15-томник. Оформительские новации. Скорость подготовки томов как игра на опережение (успеть, пока проект не прекратили или необратимо испортили). Первые публикации многих зарубежных авторов. Концепция подбора советских фантастов. Можно ли говорить о «прозападном составе» БСФ? Подробности и курьёзы как отражение нравов эпохи.
- Решение о выпуске ещё 10 томов. «Письма трудящихся» как ударный инструмент. «Точечные» персональные нападки на авторов БСФ. «Укрепление» редколлегии и резкое замедление скорости выхода новых томов. Победы, поражения и компромиссы. Реализованные и нереализованные замыслы.
- Завершение основного издания. Проект дополнительных томов и деградация этой идеи после разгона прежней редакции.
- БСФ как исторический памятник. Немного о сравнении с позднейшими аналогами.
А. Гузман. «Ярчайшие события в западной фантастике последних лет»
- «Новые странные» и догматичные бытописатели
- Ревизионистская космоопера и бегство из гетто
- Мейджоры, смолл-прессы и как нам реорганизовать Рабкрин
Сергей Удалин (Нил Аду). «Слабое звено книжного бизнеса»
- А
сильных-то и нет! Что из себя представляют современныеписатели-фантасты, читатели, книготорговые организации и издательства - Во всём виноват стрелочник. Литературный редактор как самое уязвимое звено издательского процесса
- Как мы дожили до жизни такой? Роль редактора в советское время. Прорыв в фантастике девяностых годов и его последствия
- Натуральное «худло». Чем занимается нынче литературный редактор?
- «Да чё тебе от меня надо?» Отношение авторов к редакторской правке и незаинтересованность в ней со стороны читателей
- А теперь будут прыгать Винтик и Шпунтик! Одним отказом от редакторской правки дело не ограничится. Возможные перемены в структуре книжного бизнеса
Елена Бойцова.
«Русскоязычная фантастическая литература 19902010.
Альтернативная история развития: взгляд дилетанта»
- Русскоязычная фантастика —
90-е годы: - авторы: новые и «классики»
- направления
- издательства и книгопрода?вцы
- Фантастическая литература — начало XXI века:
- авторы: «молодая поросль»
- «дифференциация» направлений
- издательства и книгопрода?вцы — «роман без взаимности»
- Какую фантастическую литературу мы могли бы читать, если бы…
- активный поиск, продвижение и работа с авторами, обладающими определенным литературном уровнем
- новые направления в фантастике, как результат сочетания тем, сюжетов и жанров
- литературные агенты, издательства и книгопродавцы — общая «литературная постель»
Наталья Орлова.
«Фик напишешь! Проблемы и перспективы современного фанфикшена»
- Мифы и легенды создателей фанфикшена:
- фанфики создавать сложнее, чем оригинальную литературу
- фанфикшен — это тренировка перед тем, как написать
что-то самостоятельное - творчество ради отклика читателей, отклики как энергообмен
- равноправие фанфикшена и оригинального произведение
- Авторы фанфикшена — их нравы и обычаи:
- фэндом — суть явления, наиболее крупные фэндомы, внутрифэндомные скандалы
- новояз и жанровое многообразие в свете новояза
- социализация в фанатской среде
- основные занятия
- Перспективы развития фанфикшена:
- публикация произведения
- переделка в оригинальное произведение
- сетература
- фикописательство как образ жизни
- долгосрочные перспективы жанра
Василий Владимирский.
«Армагеддон отменяется, или социальная фантастика: возвращение»
- Со времен Герберта Уэллса одна из традиционных функций НФ, как ни крути, — художественное осмысление вектора развития цивилизации, попытка разглядеть, что же ждет нас «за поворотом, в глубине лесного лога». Разумеется, это не самоцель, но благодатная почва для столкновения мнений, декорация, позволяющая заострить и актуализировать любой традиционный конфликт.
- В последние годы социальная фантастика, вытесненная
авантюрно-приключенческой литературой в маргинальную нишу, снова поднимает голову. Книги, авторы которых пытаются нарисовать жизнеспособную модель общества будущего, опять начинают появляться на полках книжных магазинов и в номинационных списках премий. - Крах
социально-политических проектов последних двух десятилетий, ощущение неизбежно накатывающей катастрофы — это уже отрефлексировано по полной программе. «Либеральный проект» выродился, столкнувшись с российской спецификой (по Дмитрию Быкову — спецификой оккупированной страны). «Имперский проект» с самого начала был нежизнеспособен, поскольку требовал обособления от остального мира: «свернуть пространство, закуклиться и остановить время». - При всей популярности эсхатологических конструкций, негативные модели исчерпали свой потенциал. Да, почти никто из фантастов не сомневается: «медного таза» в той или иной форме человечеству не избежать, Армагеддон идет полным ходом. Но история на этом не закончится. И снова встает вопрос: что же будет дальше?
- От глобального инферно к реальному будущему. Усилиями наших писателей выстроилась следующая линейка моделей:
- Михаил Успенский, «Райская машина»
- Владимир Сорокин, «Метель»
- Андрей Столяров, «Звезды и полосы»
- Яна Дубинянская, «Глобальное потепление»
- Андрей Рубанов, «Хлорофилия» и «Живая земля»
- Олег Дивов, «Симбионты»
- Вячеслав Рыбаков, «Се, творю»
- Шамиль Идиатуллин, «СССР (ТМ)»
- Мерси Шелли (Алексей Андреев), «2048»
- Не питаю иллюзий: ни одна из этих книг не станет (уже не стала) общенациональным бестселлером — или хотя бы хитом продаж масштаба «Метро 2033». Но, возможно, их авторы подготовят почву к появлению более доступных, решенных в игровой форме романов, поднимающих ту же тему. Надежда призрачная, но
все-таки хочу верить, что шанс есть.
Александр Лидин (Тишинин). «Забытые имена»
Почему?
- Специфическое ви?денье истории фантастики
из-за «советской призмы». Искаженные реалии и дутые кумиры (К. Саймак, Р. Шекли и пр.) Безобразная отечественная критика: часть премированных критиков западной научной фантастики, не знают английского!!! Извращенная реальность на примере Э. Гамильтона, С. Вейнбаума. - Система закупок прав через агентов и пр. Система набора кадров в издательские холдинги. Плановое производство и как с ним бороться. Принцип
«инь-янь» при закупке прав произведений. История переводов Р. Асприна, как пример. - Права. ISBN и прочее. Как дурят издателей и каков реальный срок авторских прав. История Хэмбли. Куда уходят деньги? Политика покупки прав и методы работы холдингов.
Кто?
- Авторы мимо которых прошли (краткая биография, рассказ о творчестве и обоснование, почему эти авторы нужны, но остались вне «обоймы»).
- Гарднер Френсис Фокс
- Роберт Мур Вильямс
- Эндрю Джефферсон Оффут
- Чарльз Р. Сондерс
- Джессика Аманда Соломонсон
- М. А. Фостер
- Дорис Писсерчия
- Александр Яблоков и др.
Футурология и альтернативная история
Ю. Воронёнков. «Альтернативная история СССР как диагноз социального неблагополучия или как бегство Саула?»
- Саул Репнин как первый «попаданец».
- Какие точки неблагополучия родины отыгрывают авторы?
- Кто и что в 2010 пишет? В бумаге и на Самиздате.
- Социологический «опрос» авторов тестов АИ.
- Социологический портрет читателей тестов АИ.
- Каких перемен ждем?
- Эскапизм или поиск единомышленников.
- Вызов отсутствию смыслов жизни?
- Какие законы можно нарушать авторам и ради чего?
К. Фрумкин. «Что делать фантасту с экономикой и финансами»
Воображая общество будущего, фантастам редко удается придумать что-то принципиально новое в области экономики и финансов. С этой точки зрения космическое будущее выглядит удивительно архаично. Нужно уметь смело экстраполировать уже существующие тенденции в экономике. Нужно не бояться крупных корпораций, а думать, что придет им на смену. Нужно уметь придумывать, что может прийти на смену денег, и причем так, чтобы это было не похоже на финансовые отношения далекого прошлого.
В. Гончаров. «Священная война в фантастике»
- Архетип войны в культуре. Война великая и война священная.
- Отображение войны в литературе — реалистической и фантастической.
- Священная война в отечественной фантастике — эпос или развлекалово?
- Криптоистория и попаданцы в советской фантастике о Великой Отечественной.
- Альтернативная история как разрушитель архетипа.
- Разрушение святынь: эсхатология против эпоса
«Лаборатории Фантастики»
А. Грибанов (Вертер де Гёте), А. Зильберштейн (Dark Andrew). Библиографический сайт: отчет за год
- расширение базы авторов
- расширение базы изданий
- повести и рассказы, как они есть
- книжные полки
- расширенный поиск
- мониторинг выхода новинок
- рубрики и колонки, что и как
- многое другое
А. Зильберштейн (Dark Andrew), А.Грибанов (Вертер де Гёте), В. Яскевич. Перспективы развития «Фантлаба»
- Гомер на Фантлабе, или Фантасты, шаг вперёд! (расширение базы авторов)
- Быстрее, больше, точнее! (расширение базы изданий, серий, переводчиков, художников)
- Что, где, когда, или Планы (вся информация от издательств собранная воедино в наглядной форме)
- Выше стропила, плотники, или Завинчиваем гайки (доведение до ума существующих инструментов)
- Ну и гад же ты! (уникальные технические новинки)
- Один в поле (мобильный Фантлаб)
- Давай пожмём друг другу руки (вопросы сотрудничества)
- многое другое
Круглый стол «Авторское право на фантлабе (писатели и художники)»
- «пираты» на Фантлабе, как их нет
- картинки за гранью закона
- библиотека, или всё таки нет?
- право на информацию
- псевдоним, или нет?
- и многое другое
Кинофантастика
Александр Игнатенко.
Как проходили съемки фильма «Человек-Амфибия».
Презентация книги. Кинопоказ: «Ихтиандр». Фильм о фильме
Состоится презентация книги Александра Игнатенко и Василия Гусака, посвященной съемкам фильма Геннадия Казанского
и Владимира Чеботарёва
Алексей Грибанов (Вертер де Гёте).
«Восточно-европейская кинофантастика»
Фантастическое кино Восточной Европы:
- история, развитие, известные фильмы и яркие режиссёры.
- гений анимации и «философского хоррора» чех Ян Шванкмайер.
- «Эд Вуд польского кино» Марек Пестрак
- создатель
социально-философской фантастики Пётр Шулькин - мастер фантастической комедии Юлиуш Махульский.
Кинопоказ: «Космический рейс»
«Космический рейс» — Первый советский
Лекторий Интерпресскона
Сергей Шилов. «Современная физика: прорыв или тупик»
На стыке XX и XXI вв. были достигнуты интереснейшие результаты в области фундаментальной физики, которые ещё не нашли достаточного отражения в отечественной научной фантастике. В докладе делается попытка на доступном и популярном уровне коснуться таких вопросов современной физики как информационный парадокс чёрных дыр, поведение связанных (запутанных) квантовых объектов и пограничных экспериментов т. н. «Стандартной модели». Требуются знания в объёме Академии пределов знания школьного курса физики.
- Что там за горизонтом? Нестационарные решения уравнения Эйнштейна и информационный парадокс чёрных дыр:
- чёрные дыры от Лапласа до Хокинга
- что мы на самом деле можем узнать о чёрных дырах?
- термодинамика: энтропия чёрных дыр
- квантовая теория: испарение чёрных дыр
- нестационарные решения: колебания горизонта, информационный парадокс и модулированное излучение
- физика и фантастика: П. Амнуэль: «Стрельба из лука»
- И грянет гром? Связанные квантовые состояния и позитивная трактовка соотношения неопределённостей
- Эйнштейн или Бор и Гегель или Энгельс
- соотношение неопределённостей и неравенства Белла
- разрушение неопределённостей
- спутанные состояния квантовых систем
- времениподобные траектории и парадокс путешественника во времени
- физика и фантастика: А. Громова и Р. Нудельман: «В институте времени идёт расследование»
- Дороги, которые мы выбираем: как меняются научные парадигмы?
- физика на пороге XX в.: эксперимент
Майкельсона-Морли и законы фотоэффекта - квантовая электродинамика, Юкава, Вайнберг, Салам, «Стандартная модель», квантовая хромодинамика
- ОТО
- физика на пороге XXI в.: гравитационное излучение, проблемы чётности и бозон Хиггса
- физика на пороге XXI в.: таинственные резонансы в области
t-кварка, эксперименты на LHC с возможным нарушением пространственной изотропии - физика и фантастика: Г. Уэллс: «Маленькая зелёная дверь в стене»