2024

История конвента:2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 / 20072006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999 1998 1997 1996 1995 1994 1993 1992 1991 1990

Интерпресскон–2011

Посвящается пятидесятилетию первого космического полёта Человека

69 мая, Санкт-Петербург, пансионат «Морской прибой»

Премии Результаты голосования Литературные студии Список участников Фото, аудио, видео

Программа мероприятий конвента.
Тезисы докладов

 

А. Первушин, С. Шилов. «Репотаж из будущего: 1974. Советская экспедиция на Луну»

Выставка книг, посвящённых космосу и космонавтике

Выставка репродукций картин Константина Арцеулова

О. Романова. «Чудеса и чудища средневековых мистерий»

С. Бондаренко. «Проблемы изучения творчества Стругацких в наши дни». Круглый стол

В. Казаков. «Белые да красные — все такие разные», или Краткая история Библиотеки современной фантастики

А. Гузман. «Ярчайшие события в западной фантастике последних лет»

С. Удалин (Нил Аду). «Слабое звено книжного бизнеса»

Е. Бойцова. «Русскоязычная фантастическая литература 1990–2010. Альтернативная история развития: взгляд дилетанта»

Н. Орлова. «Фик напишешь! Проблемы и перспективы современного фанфикшена»

В. Владимирский. «Армагеддон отменяется, или социальная фантастика: возвращение»

А. Лидин (Тишинин). «Забытые имена»

Ю. Воронёнков. «Альтернативная история СССР как диагноз социального неблагополучия или как бегство Саула?»

К. Фрумкин. «Что делать фантасту с экономикой и финансами»

В. Гончаров. «Священная война в фантастике»

С. Шилов. «Современная физика: прорыв или тупик»

А. Грибанов (Вертер де Гёте), А. Зильберштейн (Dark Andrew). Библиографический сайт: отчет за год

А. Зильберштейн (Dark Andrew), А.Грибанов (Вертер де Гёте), В. Яскевич. Перспективы развития «Фантлаба»

Круглый стол «Авторское право на фантлабе (писатели и художники)»

А. Игнатенко. Как проходили съемки фильма «Человек-Амфибия». Презентация книги. Кинопоказ: «Ихтиандр». Фильм о фильме

А. Грибанов (Вертер де Гёте). «Восточно-европейская кинофантастика»

Кинопоказ: «Космический рейс»

Посвящённые 50-летию космического полёта Ю. А. Гагарина

Антон Первушин, Сергей Шилов.
«Репотаж из будущего: 1974. Советская экспедиция на Луну»

В октябре 1959 году читатели журнала «Знание-Сила» были заинтригованы. В почтовых ящиках оказался номер журнала за… ноябрь 1974, посвящённый советскому покорению Луны. Что это было: пропаганда советской космонавтики, новый жанр научно-фантастического репортажа или отблеск того будущего, в котором Советский Союз выиграл лунную гонку?

Выставка книг, посвящённых космосу и космонавтике

«Я человек, я посредине мира. За мною мириады инфузорий, передо мною мириады звёзд». В стихах Арсения Тарковского отразилась уникальная роль Человека, как части Вселенной, её творческой и познающей силы. Книжная выставка, проводимая в рамках «Интерпресскона», призвана напомнить историю первых шагов человечества по дороге к звёздам.

Выставка репродукций картин Константина Арцеулова

Константин Арцеулов — удивительный человек, наделённый талантами живописца и лётчика. Он бросил вызов смертоносному штопору, был полярным штурманом и военным лётчиком, иллюстратором научно-популярных журналов, вместе с С. П. Королёвым и О. К. Антоновым стоял у истоков отечественного планеризма и являлся восхитительным художником-маринистом. Этой стороне его многостороннего характера и посвящена выставка.

Фантастиковедение

Оксана Романова. «Чудеса и чудища средневековых мистерий»

  1. Реальное — фантастично, фантастическое — реально
    • Мир средневекового человека просторен и ограничен одновременно: обычный человек весьма ограничен в перемещениях, но знает от торговцев, солдат, школяров, что за Иерусалимом (который, как известно, стоит в центре мира) лежат земли диковинных людей, странных зверей и удивительных монстров. Обывателя завораживают рассказы о других мирах, а реалистичности этим рассказам добавляют мелкие трофеи, привезенные «оттуда», и изображения чудовищ на фресках, витражах, вымпелах, рукописях, сундуках
    • За неимением реального прототипа, художники пользуются примерными описаниями очевидцев и приукрашивают изображение на свой лад. Они используют фантастические элементы для создания образов реальных животных и наоборот — создают из частей реальных тварей фантастических чудищ
    • При постановке миракля и мистерии визуализации чудовищ отводится самая значимая часть времени: отсутствие четкого понятия «исторический костюм» (равно как и понятий «историческая эпоха» и «национальный костюм») приводит к тому, что костюмы любых человеческих персонажей берутся напрокат у горожан-современников или в монастырях
  2. Религиозная драма — первые фантастические постановки Европы
    • центральным сюжетом миракля является «обыкновенное чудо» — событие, вроде бы современное зрителям, но фантастическое по сути
    • сюжет мистерииобязательно включает в себя сцены Ветхого и Нового завета, но вместе с тем представляет и несколько других историй, современных, фантастических, развлекательных
    • шаривари, битвы Поста с Масленицей и моралите с ряжеными
  3. Миракли — весь мир театр
    • церковь как идеальная декорация
    • ангелы и демоны выходят к людям — использование архитектуры как театральной машины
    • костюм дьявола
    • цветовая символика костюма
  4. Городская мистерия — первый комикс
    • сценки представляются на отдельных повозках, которые подъезжают к зрителям в строгой последовательности
    • стационарная сцена мистерии — представление вкруговую
    • адская пасть и небесный свод
  5. Авторское право на драматическое представление и реклама
    • визирование текста папской канцелярией
    • официальные труппы для постановки мистерий
    • постановка на средства цехов
    • реклама на повозках и декорациях

Светлана Бондаренко.
«Проблемы изучения творчества Стругацких в наши дни». Круглый стол

  1. Классики ли Стругацкие — мнение литературоведов (фантастика все еще в гетто?)
  2. Нужно ли изучать творчество Стругацких сейчас или подождем еще сто лет?
  3. Пока еще можно спросить (они уходят — друзья, соратники, противники, сверстники)
  4. Этика при публикации личных архивов: гласность или все-таки тактичность?
  5. И животноводство

Вадим Казаков. «Белые да красные — все такие разные»,
или Краткая история Библиотеки современной фантастики

  1. Беспрецедентность идеи Библиотеки современной фантастики. Обстоятельства возникновения проекта. Первоначальный вариант состава. О критериях современной фантастики.
  2. Первоначальный 15-томник. Оформительские новации. Скорость подготовки томов как игра на опережение (успеть, пока проект не прекратили или необратимо испортили). Первые публикации многих зарубежных авторов. Концепция подбора советских фантастов. Можно ли говорить о «прозападном составе» БСФ? Подробности и курьёзы как отражение нравов эпохи.
  3. Решение о выпуске ещё 10 томов. «Письма трудящихся» как ударный инструмент. «Точечные» персональные нападки на авторов БСФ. «Укрепление» редколлегии и резкое замедление скорости выхода новых томов. Победы, поражения и компромиссы. Реализованные и нереализованные замыслы.
  4. Завершение основного издания. Проект дополнительных томов и деградация этой идеи после разгона прежней редакции.
  5. БСФ как исторический памятник. Немного о сравнении с позднейшими аналогами.

А. Гузман. «Ярчайшие события в западной фантастике последних лет»

  1. «Новые странные» и догматичные бытописатели
  2. Ревизионистская космоопера и бегство из гетто
  3. Мейджоры, смолл-прессы и как нам реорганизовать Рабкрин

Сергей Удалин (Нил Аду). «Слабое звено книжного бизнеса»

  1. А сильных-то и нет! Что из себя представляют современные писатели-фантасты, читатели, книготорговые организации и издательства
  2. Во всём виноват стрелочник. Литературный редактор как самое уязвимое звено издательского процесса
    • Как мы дожили до жизни такой? Роль редактора в советское время. Прорыв в фантастике девяностых годов и его последствия
    • Натуральное «худло». Чем занимается нынче литературный редактор?
    • «Да чё тебе от меня надо?» Отношение авторов к редакторской правке и незаинтересованность в ней со стороны читателей
  3. А теперь будут прыгать Винтик и Шпунтик! Одним отказом от редакторской правки дело не ограничится. Возможные перемены в структуре книжного бизнеса

Елена Бойцова. «Русскоязычная фантастическая литература 1990–2010.
Альтернативная история развития: взгляд дилетанта»

  1. Русскоязычная фантастика — 90-е годы:
    • авторы: новые и «классики»
    • направления
    • издательства и книгопрода?вцы
  2. Фантастическая литература — начало XXI века:
    • авторы: «молодая поросль»
    • «дифференциация» направлений
    • издательства и книгопрода?вцы — «роман без взаимности»
  3. Какую фантастическую литературу мы могли бы читать, если бы…
    • активный поиск, продвижение и работа с авторами, обладающими определенным литературном уровнем
    • новые направления в фантастике, как результат сочетания тем, сюжетов и жанров
    • литературные агенты, издательства и книгопродавцы — общая «литературная постель»

Наталья Орлова.
«Фик напишешь! Проблемы и перспективы современного фанфикшена»

  1. Мифы и легенды создателей фанфикшена:
    • фанфики создавать сложнее, чем оригинальную литературу
    • фанфикшен — это тренировка перед тем, как написать что-то самостоятельное
    • творчество ради отклика читателей, отклики как энергообмен
    • равноправие фанфикшена и оригинального произведение
  2. Авторы фанфикшена — их нравы и обычаи:
    • фэндом — суть явления, наиболее крупные фэндомы, внутрифэндомные скандалы
    • новояз и жанровое многообразие в свете новояза
    • социализация в фанатской среде
    • основные занятия
  3. Перспективы развития фанфикшена:
    • публикация произведения
    • переделка в оригинальное произведение
    • сетература
    • фикописательство как образ жизни
    • долгосрочные перспективы жанра

Василий Владимирский.
«Армагеддон отменяется, или социальная фантастика: возвращение»

  1. Со времен Герберта Уэллса одна из традиционных функций НФ, как ни крути, — художественное осмысление вектора развития цивилизации, попытка разглядеть, что же ждет нас «за поворотом, в глубине лесного лога». Разумеется, это не самоцель, но благодатная почва для столкновения мнений, декорация, позволяющая заострить и актуализировать любой традиционный конфликт.
  2. В последние годы социальная фантастика, вытесненная авантюрно-приключенческой литературой в маргинальную нишу, снова поднимает голову. Книги, авторы которых пытаются нарисовать жизнеспособную модель общества будущего, опять начинают появляться на полках книжных магазинов и в номинационных списках премий.
  3. Крах социально-политических проектов последних двух десятилетий, ощущение неизбежно накатывающей катастрофы — это уже отрефлексировано по полной программе. «Либеральный проект» выродился, столкнувшись с российской спецификой (по Дмитрию Быкову — спецификой оккупированной страны). «Имперский проект» с самого начала был нежизнеспособен, поскольку требовал обособления от остального мира: «свернуть пространство, закуклиться и остановить время».
  4. При всей популярности эсхатологических конструкций, негативные модели исчерпали свой потенциал. Да, почти никто из фантастов не сомневается: «медного таза» в той или иной форме человечеству не избежать, Армагеддон идет полным ходом. Но история на этом не закончится. И снова встает вопрос: что же будет дальше?
  5. От глобального инферно к реальному будущему. Усилиями наших писателей выстроилась следующая линейка моделей:
    • Михаил Успенский, «Райская машина»
    • Владимир Сорокин, «Метель»
    • Андрей Столяров, «Звезды и полосы»
    • Яна Дубинянская, «Глобальное потепление»
    • Андрей Рубанов, «Хлорофилия» и «Живая земля»
    • Олег Дивов, «Симбионты»
    • Вячеслав Рыбаков, «Се, творю»
    • Шамиль Идиатуллин, «СССР (ТМ)»
    • Мерси Шелли (Алексей Андреев), «2048»
  6. Не питаю иллюзий: ни одна из этих книг не станет (уже не стала) общенациональным бестселлером — или хотя бы хитом продаж масштаба «Метро 2033». Но, возможно, их авторы подготовят почву к появлению более доступных, решенных в игровой форме романов, поднимающих ту же тему. Надежда призрачная, но все-таки хочу верить, что шанс есть.

Александр Лидин (Тишинин). «Забытые имена»

Почему?

  1. Специфическое ви?денье истории фантастики из-за «советской призмы». Искаженные реалии и дутые кумиры (К. Саймак, Р. Шекли и пр.) Безобразная отечественная критика: часть премированных критиков западной научной фантастики, не знают английского!!! Извращенная реальность на примере Э. Гамильтона, С. Вейнбаума.
  2. Система закупок прав через агентов и пр. Система набора кадров в издательские холдинги. Плановое производство и как с ним бороться. Принцип «инь-янь» при закупке прав произведений. История переводов Р. Асприна, как пример.
  3. Права. ISBN и прочее. Как дурят издателей и каков реальный срок авторских прав. История Хэмбли. Куда уходят деньги? Политика покупки прав и методы работы холдингов.

Кто?

  1. Авторы мимо которых прошли (краткая биография, рассказ о творчестве и обоснование, почему эти авторы нужны, но остались вне «обоймы»).
    • Гарднер Френсис Фокс
    • Роберт Мур Вильямс
    • Эндрю Джефферсон Оффут
    • Чарльз Р. Сондерс
    • Джессика Аманда Соломонсон
    • М. А. Фостер
    • Дорис Писсерчия
    • Александр Яблоков и др.

Футурология и альтернативная история

Ю. Воронёнков. «Альтернативная история СССР как диагноз социального неблагополучия или как бегство Саула?»

  1. Саул Репнин как первый «попаданец».
  2. Какие точки неблагополучия родины отыгрывают авторы?
  3. Кто и что в 2010 пишет? В бумаге и на Самиздате.
  4. Социологический «опрос» авторов тестов АИ.
  5. Социологический портрет читателей тестов АИ.
  6. Каких перемен ждем?
  7. Эскапизм или поиск единомышленников.
  8. Вызов отсутствию смыслов жизни?
  9. Какие законы можно нарушать авторам и ради чего?

К. Фрумкин. «Что делать фантасту с экономикой и финансами»

Воображая общество будущего, фантастам редко удается придумать что-то принципиально новое в области экономики и финансов. С этой точки зрения космическое будущее выглядит удивительно архаично. Нужно уметь смело экстраполировать уже существующие тенденции в экономике. Нужно не бояться крупных корпораций, а думать, что придет им на смену. Нужно уметь придумывать, что может прийти на смену денег, и причем так, чтобы это было не похоже на финансовые отношения далекого прошлого.

В. Гончаров. «Священная война в фантастике»

  1. Архетип войны в культуре. Война великая и война священная.
  2. Отображение войны в литературе — реалистической и фантастической.
  3. Священная война в отечественной фантастике — эпос или развлекалово?
  4. Криптоистория и попаданцы в советской фантастике о Великой Отечественной.
  5. Альтернативная история как разрушитель архетипа.
  6. Разрушение святынь: эсхатология против эпоса
  • «Лаборатории Фантастики»

    А. Грибанов (Вертер де Гёте), А. Зильберштейн (Dark Andrew). Библиографический сайт: отчет за год

    • расширение базы авторов
    • расширение базы изданий
    • повести и рассказы, как они есть
    • книжные полки
    • расширенный поиск
    • мониторинг выхода новинок
    • рубрики и колонки, что и как
    • многое другое

    А. Зильберштейн (Dark Andrew), А.Грибанов (Вертер де Гёте), В. Яскевич. Перспективы развития «Фантлаба»

    • Гомер на Фантлабе, или Фантасты, шаг вперёд! (расширение базы авторов)
    • Быстрее, больше, точнее! (расширение базы изданий, серий, переводчиков, художников)
    • Что, где, когда, или Планы (вся информация от издательств собранная воедино в наглядной форме)
    • Выше стропила, плотники, или Завинчиваем гайки (доведение до ума существующих инструментов)
    • Ну и гад же ты! (уникальные технические новинки)
    • Один в поле (мобильный Фантлаб)
    • Давай пожмём друг другу руки (вопросы сотрудничества)
    • многое другое

    Круглый стол «Авторское право на фантлабе (писатели и художники)»

    • «пираты» на Фантлабе, как их нет
    • картинки за гранью закона
    • библиотека, или всё таки нет?
    • право на информацию
    • псевдоним, или нет?
    • и многое другое

    Кинофантастика

    Александр Игнатенко. Как проходили съемки фильма «Человек-Амфибия».
    Презентация книги. Кинопоказ: «Ихтиандр». Фильм о фильме

    Состоится презентация книги Александра Игнатенко и Василия Гусака, посвященной съемкам фильма Геннадия Казанского и Владимира Чеботарёва «Человек-амфибия», а так же рекламной кампании и критике сопровождающей прокат картины по стране. В рамках презентации будет показан короткометражный фильм о фильме с интервью-воспоминаниями членов съёмочной группы. В фильм и книгу вошли уникальные кинофотоматериалы.

    Алексей Грибанов (Вертер де Гёте). «Восточно-европейская кинофантастика»

    Фантастическое кино Восточной Европы:

    • история, развитие, известные фильмы и яркие режиссёры.
    • гений анимации и «философского хоррора» чех Ян Шванкмайер.
    • «Эд Вуд польского кино» Марек Пестрак
    • создатель социально-философской фантастики Пётр Шулькин
    • мастер фантастической комедии Юлиуш Махульский.

    Кинопоказ: «Космический рейс»

    «Космический рейс» — Первый советский научно-фантастический фильм о покорении космоса, снятый в 1935г. Научная сторона фильма была почти безупречной. Кроме устаревших деталей (старт с эстакады, противоперегрузочные ванны), все остальное впечатляет и сегодня, во многом благодаря тому, что консультантом фильма был сам Константин Эдуардович Циолковский. Классика советского и мирового фантастического фильма. Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать.

    Лекторий Интерпресскона

    Сергей Шилов. «Современная физика: прорыв или тупик»

    На стыке XX и XXI вв. были достигнуты интереснейшие результаты в области фундаментальной физики, которые ещё не нашли достаточного отражения в отечественной научной фантастике. В докладе делается попытка на доступном и популярном уровне коснуться таких вопросов современной физики как информационный парадокс чёрных дыр, поведение связанных (запутанных) квантовых объектов и пограничных экспериментов т. н. «Стандартной модели». Требуются знания в объёме Академии пределов знания школьного курса физики.

    1. Что там за горизонтом? Нестационарные решения уравнения Эйнштейна и информационный парадокс чёрных дыр:
      • чёрные дыры от Лапласа до Хокинга
      • что мы на самом деле можем узнать о чёрных дырах?
      • термодинамика: энтропия чёрных дыр
      • квантовая теория: испарение чёрных дыр
      • нестационарные решения: колебания горизонта, информационный парадокс и модулированное излучение
      • физика и фантастика: П. Амнуэль: «Стрельба из лука»
    2. И грянет гром? Связанные квантовые состояния и позитивная трактовка соотношения неопределённостей
      • Эйнштейн или Бор и Гегель или Энгельс
      • соотношение неопределённостей и неравенства Белла
      • разрушение неопределённостей
      • спутанные состояния квантовых систем
      • времениподобные траектории и парадокс путешественника во времени
      • физика и фантастика: А. Громова и Р. Нудельман: «В институте времени идёт расследование»
    3. Дороги, которые мы выбираем: как меняются научные парадигмы?
      • физика на пороге XX в.: эксперимент Майкельсона-Морли и законы фотоэффекта
      • квантовая электродинамика, Юкава, Вайнберг, Салам, «Стандартная модель», квантовая хромодинамика
      • ОТО
      • физика на пороге XXI в.: гравитационное излучение, проблемы чётности и бозон Хиггса
      • физика на пороге XXI в.: таинственные резонансы в области t-кварка, эксперименты на LHC с возможным нарушением пространственной изотропии
      • физика и фантастика: Г. Уэллс: «Маленькая зелёная дверь в стене»