Литературный семинар альманаха «ПОЛДЕНЬ»
Светлана ТУЛИНА, Ольга ДЕНИСОВА. Поэтический преферанс
Наталья ЛУКОВНИКОВА. Поэтический вечер «Живая техника»
Юлия АНДРЕЕВА. «Мэри Шелли — мамочка Франкенштейна». Фантаст 19 века
Владислав ГОНЧАРОВ. «Фантасты и эсминцы»
Роман САВЕНКОВ. «О Генри, бутылка виски и пять апельсинов»
Елена ПЕРВУШИНА. Фантастическая пьеса Екатерины Великой
Владислав ГОНЧАРОВ. Инструктаж для участников игры «Божественный ветер над океаном»
Сергей ШИЛОВ и Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. «Технологические волны»
Серегей ШИЛОВ. «Прогностическая клинопись»
Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. «Как опускается тьма»
«Открытое будущее: после Украины». Ведущий Александр РЕВКОВ
Владислав ГОНЧАРОВ. Игра «Божественный ветер над океаном»
Антон ПЕРВУШИН представляет документальный фильм «Следующая остановка Луна»
Антон ПЕРВУШИН представляет фильм «Открытый космос» 1 серия
Антон ПЕРВУШИН представляет фильм «Открытый космос»
В помощь молодым авторам
Литературный семинар альманаха «ПОЛДЕНЬ»
, 11:00–18:00, Зал 2 |
Дорогие друзья! Как и в предыдущие годы, для пишущих фантастику и желающих опубликовать свои произведения в альманахе «Полдень» Оргкомитет «Интерпресскона» и редакция альманаха организуют «Полдневский семинар фантастических повестей и рассказов».
Семинар проводится в рамках XXXI «Интерпресскона» — 8 мая 2022 года с 11:00 до 18:00 с перерывом на обед (13:00–14:30).
Произведения, отобранные по результатам работы семинара, будут опубликованы в альманахе вне общей очереди, существующей в редакционном портфеле.
Доклады, семинары, игры, круглые столы
Светлана ТУЛИНА, Ольга ДЕНИСОВА. Поэтический преферанс
, 11:00–13:00, Зал 1 |
Поэтический преферанс — увлекательная литературная игра, стимулирующая творческую фантазию и интуицию. Для участия в ней не обязательно быть поэтом — достаточно знать, что розу можно срифмовать с мимозой, а палку — с селедкой. А можно и не рифмовать вовсе, ибо разнообразные хокку, танку, порошки и прочие многочисленные верлибры рифмы не требуют, а есть еще и белые стихи. Правила несложные: каждый участник вытягивает из общей лотерейной кучки одно слово, которое не знают остальные участники, и которое ему теперь надо замаскировать в нескольких условно стихотворных строчках так, чтобы остальные участники не сумели догадаться — какое же слово тут было то самое, ради прикрытия и маскировки которого все остальные и написаны. Лучшие из получившихся результатов (и подходящие по тематике) будут опубликованы в следующем номере «Астра-новы». А пока можно потренироваться — попытаться угадать, ради каких слов были написаны авторами следующие тексты:
***
Архаичная штучка
Целовать даме ручку
Быть прилично одетым
О, свобода, ну где ты?
***
Роковая опрометчивость
Положение без выхода
Птеродактиль безутешен был —
В телепорт птенцов он выронил.
***
Сколько ж мук и боли разом —
Стих придумать на заказ.
Мозг пошёл на отдых сразу,
Вякнул — баста! — и в отказ.
***
На дереве с цветущей пышной кроной
Как будто бы с сияющей короной
Растёт чудесный ярко-красный плод.
Раскинулся над ним небесный свод.
***
Ночь улица фонарь аптека
Очки одежда каска дождь
Усталый сторож дядя Вася
Со стройки медленно бредёт
***
В лесу живут птицы и звери
В реке живут жабы и рыбы
А я как дурак живу в чреве
Огромной и каменной глыбы
***
Когда Парамонов надумал жениться,
Сложил в чемодан он корицу, лакрицу,
Четыре омара, зажаренных в тесте,
И вместо кольца подарил все невесте
***
Вела как-то Сара из Питера
Свою саламандру без свитера
И без поводка.
К эйфории близка
Была эта Сандра из Питера
Наталья ЛУКОВНИКОВА. Поэтический вечер «Живая техника»
, 16:00–17:00, Зал 1 |
Иногда техника бывает живой. Реже, но так тоже бывает, она имеет душу и разум. Такая техника обладает характером и поведением. Вспомните «Як-истребитель» Владимира Высоцкого или «Титаник» Джеймса Кэмерона в котором Великий корабль не менее, а, может быть, и более важный персонаж, чем герои Леонардо ди Каприо и Кейт Уинслет.
На нашем поэтическом вечере мы хотим поговорить о таких машинах, узнать как и чем они живут и о чём мечтают. Что они думают о нас, людях и знают ли о нас вообще. И о нашей ответственности перед техникой. А ещё мы хотим поговорить, как умирают машины...
Приглашаем всех желающих не только послушать, но и выступить со своими и не только своими стихами.
Юлия АНДРЕЕВА. «Мэри Шелли — мамочка Франкенштейна». Фантаст 19 века
, 16:15–18:00, Зал 1 |
Мэри Шелли, автор знаменитого романа «Франкенштейн», долгое время жила в тени своего мужа, известного английского поэта Перси Биши Шелли. О Мэри говорили прежде всего как о супруге «того самого Шелли», а некоторые даже думали, что автор романа о Франкенштейне — вовсе не она, а Перси. Но шли годы, и ситуация менялась. Поэт Шелли все больше забывался, а слава Мэри росла, и теперь уже о нем говорили как о муже «той самой Мэри Шелли».
Жизнь этой писательницы — яркий пример того, как автор одним блестящим произведением способен обессмертить своё имя. Именно Мэри Шелли посвящён новый роман Юлии Андреевой, который также дополнен эссе о жизни и творчестве двух других авторов со схожей судьбой — это Антуан де Сент-Экзюпери и Алан Александр Милн. Каждый из них известен как автор всего одной книги, но эти книги обеспечили своим создателям немеркнущую славу в мировой литературе.
Продолжительность: 1 час 45 минут.
Владислав ГОНЧАРОВ. «Фантасты и эсминцы»
, 19:00–20:00, Зал 1 |
Этот человек был школьным учителем в Австралии, хотел стать политологом и писал футурологические трактаты — но прославился репортажной книгой с фронтов гражданской войны в Чили, на которую до сих пор активно ссылаются специалисты по Южной Америке XIX века. Однако общедоступную информацию о его биографии можно найти лишь в энциклопедии Клюта и Николса. Увы, там она предельно краткая. А вот что удалось раскопать нам...
Роман САВЕНКОВ. «О Генри, бутылка виски и пять апельсинов»
, 14:30–16:00, Зал 1 |
За свою яркую и где-то даже безумную биографию Уильяму Сиднею Портеру довелось сменить несколько имен и ряд жизненных амплуа. Он успел побывать учеником фармацевта, поваром в ковбойском лагере, репортером,
издателем, кассиром в банке, беглым преступником, членом разбойничьей шайки, заключенным и даже жертвой шантажа, пока не стал тем, кем его знают во всем мире — великим писателем О. Генри, автором, преобразившим жанр короткого рассказа.
Он подарил миру массу запоминающихся афоризмов, в том числе известный термин «банановая республика».
В своем докладе мы попробуем проследовать за ним по узким тропам его полной приключений биографии, а также попытаемся дать ответ на ряд вопросов, которые и по сей день волнуют литературных критиков: как О. Генри разрабатывал сюжеты своих новелл, почему великий рассказчик не повторялся и как сформировался его неповторимый литературный язык, до сих пор служащий примером яркости и выразительности.
Продолжительность: 1 час 30 минут.
Елена ПЕРВУШИНА. Фантастическая пьеса Екатерины Великой
, 14:00–15:30, Кинозал |
«Литературное наследие Екатерины II составляет десять томов: исторический трактат „Записки касательно российской истории“, пьесы на исторические темы и сатирические комедии, фельетоны, которые Екатерина издавала под псевдонимом в собственном сатирическом журнале „Всякая всячина“. А еще одна незаконченная пьеса, написанная на французском языке, и никогда не издававшаяся на русском. Возможно, она создавалась для Эрмитажного театра, но так и не была поставлена. И пьеса эта — фантастическая».
Продолжительность: 1 час 30 минут.
Владислав ГОНЧАРОВ. Инструктаж для участников игры «Божественный ветер над океаном»
, 16:15–16:30, Кинозал |
Итак, осень 1941 года. В Европе идёт война. Вермахт рвётся к Москве, Британия с трудом удерживает контроль за Египтом и Ближним Востоком. В остальной Азии пока спокойно, на Дальнем Востоке Япония ведёт затяжную войну в Китае, проникает в Индокитай и находится в глухом противостоянии с Америкой и Советским Союзом.
Чем разрешится это противостояние? Начнёт ли Япония войну?
Все помнят, что японцы начинают войны внезапным ударом по вражескому флоту, безмятежно стоящему в своей базе. Но может быть, они ударят в другом направлении: как мы помним, были согласованы следующие кодовые фразы: «хигаши но казеаме» — «восточный ветер — дождь» — для войны с США; «китаноказе кумори» — «северный ветер — облачно» — для войны с Советским Союзом; «ниши но казе харе» — «западный ветер — солнечно» — означало войну с Великобританией.
Богиня Аматерасу играет в кости с богами ветров. Какие кости выпадут и какие карты будут открыты?
Да, мы играем по Киру Булычеву. Но только по другой его ипостаси — и с кем?
Ведущий игры — Владислав Гончаров.
По ссылке смотрите подробные материалы к игре.
Сергей ШИЛОВ и Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. «Технологические волны»
, 10:00–11:30, Кинозал |
Существует два подхода к классификации технологических укладов (ТУ), причём их адепты пользуются, в общем, одними и теми же базовыми определениями. В подходе К. Шваба — Д. Рифкина отсчёт ведётся примерно с 1770 — 1780 гг., когда движущая сила воды стала применяться для привода ткацких станков. Продолжительность одного «технологического уклада по Швабу» или «короткого технологического уклада» принимается равной сорока — шестидесяти годам. Предполагается, что длительность «ТУ по Швабу» со временем сокращается.
В альтернативной модели «длинных (долгих) технологических укладов» вся человеческая история представляет собой медленный процесс смены укладов, понимаемых, как способ производства.
Мы будем рассматривать технологический уклад, как совокупность сопряжённых производств, имеющих единый технический уровень и развивающихся синхронно. Смену доминирующих в экономике технологических укладов предопределяет не только ход научно-технического прогресса, но и инерция мышления общества: новые технологии появляются значительно раньше их массового освоения.
Здесь интересно отметить, что понятие технологического уклада хорошо ложится в политэкономическую модель К. Маркса. Понятно, что К. Маркс и Ф. Энгельс, работая в научном подходе XIX столетия, не могли использовать ни системный подход, который появился в середине следующего века, ни технику обобщённых противоречий (2000-е годы). Тем не менее, современные представления о промышленных революциях и технологических укладах очень хорошо вписываются в классическую марксистскую политэкономию капитализма.
В докладе делается попытка совместить подход, основанный на долгих технологических укладах и технологических укладах по К. Швабу и Д. Рифкину, называемых здесь «технологическими волнами».
Делаются выводы о некоторых закономерностях технологического и социального развития общества, в частности о периодах интереса к научно-фантастической литературе.
Продолжительность: 1 час 30 минут.
Серегей ШИЛОВ. «Прогностическая клинопись»
, 11:30–13:00, Кинозал |
В настоящее время наблюдается серьёзный недостаток прогностических техник, позволяющих получить результат на основе анализа долгосрочных паттернов развития и качественных верифицируемых параметров.
В докладе предлагаются две различных методики, отвечающих данным требованиям.
Первая из них носит название «прогностической клинописи» и основана на анализе динамических свойств систем. Но примере ведущих государственных организованностей (Англия-Великобритания-США, Российская Империя-СССР-Россия) делается анализ ведущих национальных паттернов развития.
Вторая — «Числа Швейка и Шамшиада» позволяет определить устойчивость многонациональных государств и империй (объединяемых общим названием мультистейтов) на основе запаса сложности элит, определяемых на основании характерных для этих мультистейтов количестве культурных субкодов.
Высказывается и обосновывается системная гипотеза о причинах генезиса ассирийского деспотизма и нацизма в Третьем Рейхе.
Продолжительность: 1 час 30 минут.
Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. «Как опускается тьма»
, 14:00–16:00, Кинозал |
В 2001 году впервые была сформулирована гипотеза фазового кризиса. В 2020 году мы констатировали, что «переходные процессы» закончены, и мир вступает в Тёмные века. К сегодняшнему дню из четырёх стандартных стадий Апокалипсиса — чума, война, голод и смерть — одна уже отработала, вторая находится в рабочей стадии, третья — пока в стадии обсуждения.
В новой ситуации обсуждать вопрос о кризисе уже нет никакого смысла, зато представляет интерес характер входа в Тёмные века и выхода из них. Вероятно, наиболее важна оценка длительности Тёмных веков, для которых разные оценки дают результаты, отличающиеся более, чем на порядок.
К противоречию «долгие Тёмные века vs. короткие Тёмные века» примыкает проблема глубины цивилизационного отката и вопрос об индивидуальной человеческой активности и её влиянии на развитие кризиса и выход из него.
В докладе мы также коснёмся темы картирования будущего, зависимости прогноза от исследовательского подхода и парадигмы развития, исторических волновых процессов, «ну, очень длинных прогнозов». Отдельной темой будет вписывание текущих событий в логику «вековых конфликтов».
Поговорим мы также об особенностях современного прогнозирования, в частности обсудим «прогностическое кольцо», связывающее прогноз, стратегию и ситуационное решение, а также рассмотрим проблему прогностической трилеммы: «содержательность, точность и ясность прогноза не могут быть максимизированы одновременно».
Если не кончится предоставленное докладчику U-время, будут два полнометражных Приложения:
- Время в прогностике;
- Россия 2022 — стратегия в U-времени.
Доклад образует единое целое с докладом С. Шилова по «прогностической клинописи» и нашим совместным докладом по «технологическим волнам».
«Открытое будущее: после Украины». Ведущий Александр РЕВКОВ
, 10:00–12:00, Зал 1 |
Фазовый кризис, о неизбежности которого всё время говорили прогнозисты, начался. Любой кризис открывает возможности, которых не было до его наступления. В этом смысле текущие события это открытое будущее вместо конца истории «открытого общества». Мероприятие будет посвящено обсуждению как нам воспользоваться появившимся шансом на качественное и содержательное развитие.
Тезисы к круглому столу «Открытое будущее: после Украины»
1. Фазовый кризис — исторические аналоги и прогноз развития.
Больше всего совпадает с текущим кризис бронзового века. В основном это кризис цепочек поставок и ресурсов. Наша функциональная роль — народы моря. Однако с падением Рима (кризис античности) сегодняшняя ситуация совпадает по кризису (деградации) элит (геронтократия) и цивилизационной усталостью на Западе.
В истории выход из кризиса происходил через включение в экономику «варварской» периферии. В случае кризиса бронзового века — западное Средиземноморье, во время кризиса античности — Европа за границей Римской империи, линией Рейн — Дунай. Сейчас речь идет об Африке южнее Сахары и шире — возвышении глобального Юга, т. е. всех стран кроме списка «недружественных государств».
В отношении освоения космоса как аналога эпохи великих географических открытий и колонизации, послужившей выходу из кризиса высокого средневековья, можно констатировать необходимость создания аналога каравеллы, который сейчас только строится в виде ядерного буксира.
2. Кризис как возможность.
Во внутренней финансовой и экономической политике произошел ряд изменений о необходимости которых экономисты твердили несколько десятилетий. Имеется надежда (возможно не обоснованная), что в культуре мы наконец-то увидим процесс, аналогичный вымиранию динозавров и росту млекопитающих. Импортозамещение в части усиления потребности в качественных инженерных кадрах вызывает объективную необходимость отказа от Болонской системы. Таким образом кризис выступает как ускоряющий пендель развития.
3. Что виновато и кто будет делать.
Переход от Д — Т — Д` к Д — Д` в американском кредитном цикле (Джованни Арриги. «Долгий двадцатый век. Деньги, власть и истоки нашего времени») вызвал ненужность товара и потребителя, т. е. населения. Отсюда Ковид, локдауны, и запрос на сокращение населения. Однако впервые в истории по сравнению с английским, голландским, венецианским циклами сейчас окончание кредитного цикла совпало с установлением режима финансовой глобализации и сосредоточением основных промышленных мощностей в не западной стране.
В российских условиях вопрос кто будет делать часто бывает более важен, чем что делать.
4. Где мы находимся? (Для любителей графиков)
В этой части предполагается продолжение обсуждения доклада «Прогностическая клинопись» Сергея Шилова с обязательным разбором акульего плавника и возможности перехода к резкому подъёму (фазовой вспышки) в окрестностях репагулюма обратной S-кривой.
5. Какими вы будете и какими мы будем?
Это самый важный вопрос круглого стола. Обсуждение новых онтологий и трансценденций. Квантовая нейробиология и биофизика как решение трудной проблемы сознания, ноотеизм, концепция великого антропологического перехода.
Русский космизм, деятельный исихазм и всеобщая люденизация как цель, средство и условие развития в исторической перспективе и применительно к нашим условиям.
6. Как нам реорганизовать культуру?
Новые экосистемы целью которых станет повышение сложности. Новая культурная политика. Возможен ли аналог культуркампфа Бисмарка, где роль Римско-католической церкви будет играть современный российский каргокультовый либерализм? Какой будет дикая «Пушкинская карта»?
7. Очередные задачи фантастики
Каким будет продолжение литературной линии таких писателей как: Максимилиан Волошин, Александр Грин, Михаил Булгаков, Андрей Платонов, Алексей Толстой, Леонид Леонов, Юрий Олеша, Евгений Шварц, Иван Ефремов, Николай Носов, Генрих Альтшуллер (Генрих Альтов), Аркадий и Борис Стругацкие, Александр Волков, Владислав Крапивин, Андрей Столяров и Андрей Лазарчук.
Вопросы участникам: примеры произведений где поднимаются вопросы новых онтологий, сложного мышления, революции в языке; каким будет наш ответ «Анафему» и «Посольскому городу».
8. Всё что вы хотели знать о будущем, но боялись спросить.
Прогностическая экспресс-игра по результатам круглого стола с применением метафорических ассоциативных карт.
Владислав ГОНЧАРОВ. Игра «Божественный ветер над океаном»
, 12:00–17:00, Зал 2 |
По ссылке смотрите подробные материалы к игре.
Антон ПЕРВУШИН представляет документальный фильм «Следующая остановка Луна»
, 16:30–17:10, Кинозал |
Постоянный участник нашего конвента Антон Первушин представляет документальный фильм «Следующая остановка — Луна».
Фильм расскажет о сегодняшней ситуации в освоении Луны и окололунного пространства. Разумеется, мы осуществим краткий экскурс в историю и покажем, каковы были достижения советских и американских исследователей. Но главным для нас станет анализ предстоящего большого события — сейчас мы уже знаем, что на Луну нацелились и в России, и в США. Чего ждать от этого, чего опасаться? Каких результатов мы ожидаем?
Антон ПЕРВУШИН представляет фильм «Открытый космос» 1 серия
, 19:00–20:00, Кинозал |
«Открытый космос» — документальный цикл, посвящённый 50-летию первого полёта человека в космос, состоящий из 4 серий.
Документальный цикл рассказывает о наиболее крупных вехах в истории космонавтики. В фильме описываются трудности, которые возникают в процессе освоения человеком космоса. Рассказывается о состоянии космических программ на момент выхода фильма, а также о ближайшем будущем космонавтики. Освоение космического пространства описывается в контексте космической гонки между СССР и США.
В фильме используется трёхмерная компьютерная графика, постановочные сцены, а также документальные съёмки
Антон ПЕРВУШИН представляет фильм «Открытый космос» 2-4 серии
, 10:00–13:00, Кинозал |